Перейти к предыдущей части статьи
Например, в Древнем Египте осёл одновременно выступал ипостасью солнечного божества Ра и злобного бога Сета.
Зороастрийская религия, судя по всему, и вовсе относилась к лопоухому с почтением. В персидском труде «Бундахишн», сохранившем многие зороастрийские мифы, можно встретить внушительный образ гигантского Трёхногого Осла — помощника доброго бога Ахура Мазды:
«…он стоит посреди океана и что у него три копыта, и шесть глаз, и девять пастей, и два уха, и один рог. Шерсть у него белая, пища его духовная, и весь он праведный».
Трёхногий Осёл был настолько «праведен», что его моча очищала воды океана, а помёт превращался в благоухающую амбру.
Христианство тоже изрядно «освятило» ослиный образ. Ведь не каждому животному удостоена честь возить на себе Сына Божьего. О том, что настоящий Мессия обязательно прибудет в Иерусалим на осле, говорилось ещё в ветхозаветных «Книге пророка Захарии» (9:9). И, конечно, Иисус об этом знал.
Евангелие от Матфея, 21:1−7:
«И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их.
Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной».
Несмотря на очевидную отсылку к пророчеству, богословы по-разному трактовали символику этого события. Одни писали, что таким образом Христос претендовал на царские почести, другие — что, напротив, он выказывал смирение. А третьи полагали, что Иисус оседлал злых духов, которых символизировал осёл.
Этим роль символики образа осла в христианской мифологии не исчерпывается. Согласно традиции, в сцене Рождества Христова (которая, как известно, разворачивалась в хлеву), как правило, обязательно присутствуют два животных — вол и осёл. Ничего, что ни в одном из четырёх Евангелией эти детали не упоминаются, зато они хорошо коррелируют с очередным ветхозаветным пророчеством — на этот раз из Книги Исайи 1:3: «…вол знает владетеля своего, и осёл ясли господина своего».
Ещё более устоявшейся традицией стало изображать осла во время т.н. бегства в Египет, когда в поисках новорождённого Мессии царь Ирод устроил настоящий геноцид младенцев. И здесь об осле нет никаких евангельских упоминаний, хотя его присутствие вполне логично — вряд ли Мария с младенцем на руках прошла бы весь этот путь пешком. Обычно на картинах Богородица едет на осле, которого ведёт под уздцы её «земной» муж Иосиф.
Фёдор Глинка:
…Шли путники дорогой во Египет:
Был Старец сед, но бодр и величав,
В одной руке держал он жезл высокий,
В другой, сжимая повод, вел осла,
И на осле сидела, как царица,
Младая Мать с своим Младенцем чудным,
Которому подобного земля
Ни до Него, ни после не видала!..
В некоторых средневековых городах празднование бегства в Египет приобрело комичные — практически карнавальные — черты. Горожане выбирали самую красивую непорочную девушку, вручали ей в руки младенца, садили на осла и заводили прямо в церковь. Там осла окружали знаками почёта, а священник служил т.н. «ослиную мессу», в конце которой три раза кричал «Иа!», а толпа ему вторила.
Забавно, что ещё на заре христианства среди античных язычников разошёлся слух, что иудеи и христиане практикуют онолатрию (поклонение ослу). В римских катакомбах даже нашли карикатурное граффити III в. н.э., изображающее человека, который поклоняется распятому на кресте существу с ослиной головой.
Еврейский историк Иосиф Флавий.
«О древности еврейского народа. Против Апиона» (I в. н.э.):
«Они также лгут и выдумывают не соответствующие истине небылицы о нашем храме… Апион осмелился утверждать, что в этом святилище «евреи поместили ослиную голову, воздавали ей почести и удостаивали ее всяческого поклонения. Голова пропала тогда, — уверяет он, — когда Антиох Епифан разорял храм и обнаружил, что она сделана из чистого золота и стоит немалых денег».
Христианский апологет Тертуллиан. «К язычникам» (I в. н.э.):
«Из-за христианского имени нас обвиняют не только в том, что мы оставили общую религию, но и в том, что мы ввели чудовищное суеверие. Ибо кое-кому из вас пригрезилось, что наш Бог — ослиная голова. Такую догадку высказал Корнелии Тацит. В четвертой книге своей <Истории>, где рассказывается об Иудейской войне, начав с происхождения иудейского народа и высказав свои мысли о рождении религии и о ее наименовании, Тацит повествует, что иудеи во время путешествия по пустыне, изнемогая от жажды, спаслись благодаря диким ослам, шедшим, как они догадались, с пастбища на водопой и таким образом указавшим им источник. За это благодеяние иудеи почитают голову этого животного. Отсюда, полагаю я, произошло то мнение, что и мы, как близкие к иудеям по религии, поклоняемся тому же самому изображению».
Эх, знал бы Тертуллиан, что спустя десяток веков слухи обретут под собой реальную почву.
Лео Таксил «Священный вертеп»:
«Так, Генуя купила ослиный хвост, заплатив за него, не торгуясь, тысячу экю золотом. Хвост якобы принадлежал ослу, на котором Иисус въехал в Иерусалим. История с хвостом особенно ценна тем, что продавцом оказался один из церковных иерархов, которому нельзя было не верить. Другой прелат продал сено из яслей, которые будто бы служили колыбелью младенцу Христу».
Довольно неоднозначное отношение было и к ослиному крику. Например, арабская пословица говорила, что это «чёрт открывает пасть осла и заставляет его кричать». Пословице вторил средневековый поэтический бестиарий «Естествослов», где дикого осла онагра прямо связывали с дьяволом:
Онагр воплощает дьявола. Ненавидит он
мальчиков, как ненавидел еврейских детей фараон.
День — воплощенье добра. Ночь — воплощение зла.
Сколько криков — столько душ преисподняя унесла!
(перевод — отсюда)
Однако тот же громкий и неприятный крик мог выступать и в противоположном качестве — отгонять злых духов. Отзвуки этого поверья можно услышать в песне Кейт Буш «Get Out Of My House» («Прочь из моего дома»), где певица буквально кричит «Иа-а!», защищая свой внутренний мир от вторжения чужаков.
Роль ослиного крика как сигнала опасности мы находим и в античных мифах. Именно осёл предупредил богов о приближении титанов и уберёг богиню домашнего очага Весту от покушения на её честь похотливого Приапа.
А у героя романа Ф. Достоевского «Идиот» — душевнобольного князя Мышкина — крик осла даже вызывает оздоравливающее «просветление».
Ф. Достоевский «Идиот»:
— …Помню: грусть во мне была нестерпимая; мне даже хотелось плакать… Совершенно пробудился я от этого мрака, помню я, вечером, в Базеле, при въезде в Швейцарию, и меня разбудил крик осла на городском рынке. Осел ужасно поразил меня и необыкновенно почему-то мне понравился, а с тем вместе вдруг в моей голове как бы всё прояснело. …С тех пор я ужасно люблю ослов…
— …Чего ты всё смеешься, Аглая? И ты, Аделаида? Князь прекрасно рассказал об осле. Он сам его видел, а ты что видела? Ты не была за границей?
— Я осла видела, maman, — сказала Аделаида.
— А я и слышала, — подхватила Аглая.
Все три опять засмеялись. Князь засмеялся вместе с ними.
— Это очень дурно с вашей стороны, — заметила генеральша; — вы их извините, князь, а они добрые…
— Почему же? — смеялся князь: — и я бы не упустил на их месте случай. А я всё-таки стою за осла: осёл добрый и полезный человек.
Кстати, вопрос генеральши «А ты что видела?» не случаен. В северной и центральной России осёл считался довольно экзотическим животным и увидеть его можно было лишь в зоопарке. Параллель между князем Мышкиным и ослом Достоевский тоже провёл не случайно, а с намёком всё на то же христианское смирение.
Но о том, чего больше в осле — смирения или упрямства, мы поговорим в следующей статье.
Продолжение следует…
Константин Кучер, = Кто лекции запишет, // тот время тратит зря. //Хорошими конспектами прославиться нельзя!= (По бабушке Шапокляк)....