Насчёт того — какой из двух цветов зебры считать «базовым», мнения постоянно менялись. Существует даже анекдот: мол, негры считают зебру чёрной в белую полоску, а европейцы — белой в чёрную полоску. На самом деле и здесь всё не так однозначно. В одной африканской сказке рассказывается, что изначально зебра была как раз белой, но во время потасовки с павианом упала в костёр и получила ожоги в виде чёрных полос.
Концепции «чёрное на белом» долго придерживались и учёные. Однако по современным представлениям базовым является всё-таки тёмный цвет. Об этом говорят и данные эмбриологии (белый цвет у зародышей проявляется позже), и внешность вымершей зебры квагги, у которой доминирует тёмный окрас.
Про кваггу мы поговорим в другой раз, а пока попробуем прояснить ещё один вопрос: зачем зебрам такая контрастная окраска?
Долгое время бытовало мнение, что полосатость — это такой способ маскировки. «Ничего себе маскировка!» — скажете вы. И действительно, в нашем быту контрастно-полосатая окраска, напротив, служит для того, чтобы привлекать внимание — будь то узор на платье, пешеходный переход (который так и называют — «зебра») или жезл гаишника.
Анекдот:
Подходит зебра к гаишнику и, смущаясь, говорит:
— Простите, а вы где это взяли?
Более того. В курортном городе Мексики Тихуане появилась даже целая традиция — раскрашивать осликов… под зебр. Говорят, она возникла в 1930-е годы, когда в городе запретили азартные игры.
Тогда, чтобы привлечь внимание туристов, у дверей казино появились ослиные повозки, возле которых предлагали сфотографироваться. Сначала декорировали сами повозки, украшая их мексиканским орнаментом, а затем решили перекрасить и ослов. Последние получили прозвище «зонки» (изменённое английское «донки» — «осёл») и стали неофициальным символом Тихуаны.
Анекдот:
Узбекистан. Отдалённый аул. Лавка игрушек.
На полке стоит игрушка зебры, а на ценнике написано: «Ишак-матрос».
Прозвище «зебра» получили и темнокожие люди с нарушением пигментации (т.н. витилиго), в результате чего на коже появляются молочно-белые пятна. Впрочем, эта особенность не помешала (а может, и помогла) девушке по имени Винни Харлоу стать известной канадской моделью.
Но одно дело — городская среда, а другое — африканская саванна. Многие практикующие натуралисты не раз упоминали, как трудно заметить зебр на большом расстоянии или в ночной полутьме.
Феликс Родригес де ла Фуэнте «Африканский рай»:
«Известно, что животные с маскировочной окраской при появлении врага замирают. Зебры же, наоборот, обращаются в бегство при малейших признаках опасности. Надо полагать, что это не случайно: когда зебры бегут, очертания их силуэтов благодаря полосатым шкурам стираются, и бегущее стадо совершенно сливается с горизонтом. Я имел случай наблюдать это любопытное явление. Стадо зебр как бы растворилось в дрожащем мареве жаркого африканского дня, стало совсем незаметным. Насколько целесообразна полосатая расцветка, создающая этот оптический обман, хорошо знают все, кто производил с самолёта перепись четвероногого населения Серенгети. Те, кто подсчитывал зебр, жаловались на трудность и утомительность этого занятия».
Бернгард Гржимек «Серенгети не должен умереть»:
«Недавно я прочёл в одной зоологической книге, что полосатая окраска африканских тигровых лошадок вовсе не защитное, маскировочное средство, а наоборот: ею зебры как бы афишируют себя на фоне окружающего ландшафта. Я с этим совершенно не согласен. Как часто мы не могли отличить с самолета стадо ослов от зебр! Из окна автомобиля это тоже трудно сделать. С известного расстояния чёрные и белые полосы начинают сливаться, образуя однородный серый цвет».
С другой стороны, львам, гиенам и гиеновым собакам такая маскировка не сильно мешает на зебр охотиться. Да и сами зебры больше полагаются не на полосатость, а на свой слух и чутьё (а также зрение жирафов, с которыми лошадки постоянно «тусуются» на пастбищах).
Согласно второй гипотезе, «расчленяющая» окраска животных защищает не столько от хищников, сколько от насекомых-паразитов — слепней и мух-цеце, которых вводит в заблуждение поляризация света.
Анекдот:
— Вчера пробовал колбасу из зебры.
— И как, вкусная?
— Ты знаешь… местами…
Существует и третье мнение. Мол, из-за того, что узор полос у каждой особи индивидуален, окраска помогает членам стада легко опознавать друг друга.
Анекдот:
— Папа, а что такое зебра?
— Э-э… ну просто представь себе штрих-код на четырёх ногах.
Толщина, длина и сочетание полос — хороший опознавательный знак и для тех, кто хочет понять, какой вид зебры он перед собой видит. На сегодняшний день известны три вида зебр. Все они обитают в Африке — от горных плато до полупустынь (о чём нам сообщают их названия).
Самой красивой считается пустынная зебра (она же — зебра Греви). Полоски у неё самые узкие, самые частые и самые короткие (белый окрас брюха поднимается довольно высоко). Своё второе название она получила в 1882 году, когда император Абиссинии (Эфиопии) Менелик II подарил одну такую зебру президенту Франции — Жюлю Греви. Именно тогда французский зоолог установил, что это отдельный, ранее неописанный, вид. От других видов зебра Греви также отличается более крупными размерами и большей схожестью с ослом (она даже кричит по-ослиному).
Горная зебра мельче, а на её шее есть выпирающий «подвес» (или «подгрудник»). Чёрные полосы у неё шире белых и образуют на крупе решётку.
Благодаря европейским охотникам, горная и пустынная зебры угодили в «Красную книгу МСОП». Поэтому самым распространённым является третий вид — саванная, или бурчеллова, зебра. Решётка на крупе и подвес на шее у неё отсутствует. Полосы «охватывают» всё туловище, но вот их сочетание у разных подвидов может быть разным. Наиболее узнаваема зебра Чапмана, у которой чередуются тёмные полосы двух оттенков — чёрного и светло-коричневого.
Не так давно существовала и ещё одна разновидность зебр — упомянутая выше квагга. Но о ней и о том, почему зебр так и не одомашнили, я расскажу в следующей статье.
Не жизнь, а... зебра
Владимир Шебзухов.
По еврейскому фольклору.
«То чёрная, то белая –
Такая жизнь моя.
Так сравниваю с зеброю
Её, порою, я!»
.
Промолвив с грустью Изи друг,
Уж стал делиться бытом...
Едва умолк, услышал вдруг:
«Не била лишь б копытом!»
1 Ответить
Владимир Шебзухов,
0 Ответить