На службу дорогих птиц — стоимость каждой исчисляется десятками тысяч долларов — берут после двухлетнего обучения. Под охраной «бойцов» солидная площадь — 28 га. «Боевая» задача — рассеять полчища серых ворон, вытеснить их за пределы Кремля.
Серые вороны — умнейшие птицы, мастера приспособления и выживания. Мегаполисы для них — настоящий рог изобилия. Города привлекают птиц мусором — неиссякаемым источником корма. Огромные каркающие стаи называют побочным эффектом урбанизации.
Несмотря на то что люди сами создают для ворон льготные условия, наше отношение к птицам чаще негативное, чем доброжелательное. Серые раздражают горожан. Каркают по утрам, мешают выспаться. Разбрасывают мусор из открытых урн и баков, оставляют отметины на любимых игрушках — автомобилях, оставленных на ночь под деревьями.
Трудно сказать, когда вороны стали создавать проблемы обитателям Московского Кремля. Наверняка раньше, чем там поселилось советское правительство. Однако именно в тот период с ними начали активно бороться.
Современный Кремль — строго охраняемый государственный объект. Но на заре советской власти рядом с высокопоставленными государственными чиновниками жили обычные люди со всем комплексом житейских проблем.
Где люди, там и вороны. Красные латышские стрелки, охранявшие правительство, периодически отстреливали птиц. За пернатых «вступился» сам Ленин. Вождь справедливо счёл стрельбу в Кремле неуместной. Проблему ворон в те годы решили выселением «лишних» людей в город и очисткой территории — в том числе на субботниках — от мусора.
Со временем вороны вернулись. Борьба продолжилась, но без стрельбы. Новое — это хорошо забытое старое. Ещё во времена царя Алексея Михайловича соколов «напускали на чернь» для разминки охотничьих птиц.
Более 30 лет назад в Кремль призвали на службу «крылатых бойцов». В отличие от революционных стрелков, специалисты по орнитологии не пытаются истребить ворон. Используя ловчих птиц, они вынуждают серых держаться подальше от золотых куполов и кремлёвских садов.
«Солдаты» исправно несут службу. «Демонстрируя флаг», ежедневно облетают территорию, чтобы «нежелательные элементы» знали, кто в доме хозяин. Когда предупреждения недостаточно, орнитологи напускают «спецназ» на стаю «обнаглевших» ворон из окна автомобиля.
Военные, особенно в мирное время, обожают публичные торжественные мероприятия. Одетые в парадную форму орнитологи с ловчими птицами на руке принимают участие в церемониальных разводах караулов в Кремле, неизменно вызывая восторг зрителей.
Свой «хлеб» соколы и ястребы едят не зря, с лихвой возмещая государству затраты на подготовку и содержание.
Кремлёвские памятники истории и архитектуры не страдают от вороньего вандализма. Здания и купола храмов реже нуждаются в дорогом ремонте и реставрации.
Садовникам не приходится восстанавливать клумбы после налётов непрошеных гостей.
На освобождённую от серых захватчиков территорию вернулись другие виды пернатых, ранее вытесненные воронами. В безопасном Кремле гнездятся зяблики, снегири, соловьи и дрозды — редкие гости в других местах Москвы.
А дрозды,зяблики,соловьи не боятся ястребов?
0 Ответить
Александр Кривошапка, дрозды,зяблики,соловьи не боятся ястребов - потому что просто не успевают испугаться.
0 Ответить
Статья отличная,от полчищ ворон любой разновидности страдают мусорки любых городов. И разве не мы люди виноваты в этом?А посему такое отличное решение как соколы, филины не есть ли решение для всего Государства?Отличный опыт,и нужно взять его на вооружение. Если такое применение этим пернатым охотникам найдёт место в нашем государстве,разве затраты на уборщиков не станут намного дешевле?Опыт Кремля нужно взять за основу как стратегически важное задание. А цель одна - экономия государственных средств,то биш налогов.
0 Ответить