Тонино Гуэрра, поэт, романист, художник, эссеист, сценарист, кинодраматург Великих фильмов, соавтор Великих режиссеров Тарковского, Феллини, Антониони — живёт в маленьком итальянском городке Пенабилли. Стены старых домов в этом городе он украсил керамическими афоризмами, пожеланиями и наставлениями. Как и для нас, для него это тоже началось с неожиданной, почти случайной просьбы…
«Как-то меня остановил на улице человек и спросил: „Вы так много делаете для людей, а для моего деда не сделали ничего!“ Оказалось, что его дедушка был сапожник. Он умер в глубокой старости очень бедным, хотя на его счету в банке оказалась огромная сумма. Правительство платило ему пенсию за погибшего еще в Первую мировую войну сына. Но он никогда не притрагивался к тем деньгам. И я выполнил просьбу внука, повесив табличку на доме, где жил этот дед. Так все началось».
Вот как рассказывает об этом писатель Юлий Крелин: «В стены некоторых домов вделаны керамические плитки с текстами Тонино. Вот, например, как бы некролог синьоре, что прожила в этом доме более восьмидесяти лет, охраняла цветы, как написано на памятной плитке, и ничего не просила ни у людей, ни у Бога, кроме дарования ей легкой смерти. В марте 91-го года она уснула, чтобы никогда не проснуться. Так увековечено.
На одной плите я прочел выполненный его почерком приблизительно такой стих: «Ты любишь цветы — и рвешь их; Ты любишь животных — и ешь мясо; Ты говоришь, что любишь меня, — я боюсь тебя». Еще одна настенная керамика: «Если у собаки много денег, ее зовут Синьор Собака». (Мы-то у нас знаем и другие настенные тексты.) Он разбросал по разным домам керамические мемориальные доски, посвященные незаметным людям, жившим в этих стенах, излучавшим доброту и любовь, благодаря которым еще возможно жить на этой земле".
Мы же склонны называть такие изделия не официально звучащими словами «доски» или «таблички», а — медальонами.
МЕДАЛЬОН (от фр. medaillion) — круглое либо овальное поле, окруженное бордюром, часто включающее изобразительную или орнаментальную композицию и входящее составной частью в декор здания или предмета…Считается, что медальон может быть не просто «вывеской», а талисманом домашнего очага.
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман…»
Подобные медальоны делал и Пабло Пикассо, который известен, прежде всего, как выдающийся живописец. К сожалению, мало кто знает, что значительную часть творческого наследия Пабло Пикассо составляет именно керамика…
Право же, интересно увековечить название дома в художественном образе, выполненном признанным Мастером. Кстати, возможно, что через много лет иной медальон превзойдёт в стоимости сам дом… Например, если изготовлен он таким знаменитым художником, как Ривера Диего Мария, посвятившим многие годы украшению фасадов зданий.
И мы, как Тонино Гуэрра, любим делать медальоны, тоже из керамики. В этом мы единодушны: не металл или дерево, а именно керамика — самый подходящий материал, особенно если дом построен из кирпича. Кирпич — это ведь тоже керамика. К тому же, по сравнению с другими материалами, он не только вечен, но и обладает большими возможностями как в пластике, так и в колорите. Вот два последних медальона из нашей коллекции (красный фарфор):
Почему даны были такие имена, знают лишь хозяева и их близкие друзья, посвящённые в нюансы семейной истории… Нам довелось лишь прикоснуться к ней…
Дом — это тепло камина, голоса играющих детей, аромат наваристого борща, мягкий свет спальни… Всё-всё, что вы создали своею мыслью, своими трудами и заботами. И от всего этого в своё время будет плод, и снова продолжится Жизнь, и будут опять радости и огорчения в этой Великой Школе Жизни. Преемственность людей, земли, быта, культуры и есть продолжающаяся добрая история. Без преемственности нет продолжения жизни. Без прошлого рушится даже еще не состоявшееся. Если нет памяти — это духовная смерть. Поневоле вспомнишь:
Дом без картин — помещение.
Дом без имени… — общежитие?
Ты любишь цветы – и рвешь их; Ты любишь животных – и ешь мясо; Ты говоришь, что любишь меня, – я боюсь тебя».
Очень сильно сказано! Спасибо, спасибо за ваше творчество.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр! Статья чудесная, но это, несомненно, реклама! Заимствованные статьи у нас в проекте уже не печатают. Если Вам действительно нужно ее разместить, думаю, стоит начать переговоры с редакцией об опубликовании статьи на правах рекламы.
0 Ответить
Ссылка под статьёй - на мой собственный сайт. Т.е. статья не заимствованная, а авторская. По опыту прежних публикаций, редактор сохранял эту ссылку с условием, что я отказываюсь от оплаты статьи. Этому правилу следую и теперь. Если такой вариант на сей раз почему-либо не устраивает, ссылку могу снять.
0 Ответить