• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Материалы от компаний
Максим Селинский Копирайтер

Стереотипы о самогоне и что такое благородный напиток?

Интервью с Владимиром Фисюком, одним из основателей Cosmogon.ru

Что мешает дать объективную оценку чему бы то ни было? Прижившиеся в сознании стереотипы. Как с ними бороться? Слушать, что говорят профессионалы, которые подтверждают правоту не только аргументированной речью, но и делом. Сегодня избавиться от стереотипов о самогоне нам поможет один из основателей интернет-магазина Cosmogon.ru Владимир Фисюк.

Фото: Depositphotos

Владимир, прежде чем задать первый вопрос, позвольте, я назову вам несколько стереотипов о самогоне, которые известны с детства. Вот, к примеру: самогоноварение — это беспробудное пьянство, самогонщики наживаются на здоровье пролетариата и травят всех своей сивухой, гнать самогон — это незаконно. Правильно?

— Да, правильно. Эти стереотипы живут уже много лет. И чтобы понять, как они появились, начну с истории. Точнее, с послевоенного времени, когда стали популяризировать алкоголь. На этой волне началось развитие винно-водочной промышленности. Реализация продукции была высокой: цена бутылки водки «Московской» и «Столичной» после денежной реформы 1961 года, составляла 2,87 или 3,12 рубля, а себестоимость — всего лишь 15−20 копеек. Чувствуете выгоду? Производство водки стало значимым источником дохода государственного бюджета.

Популяризацию алкоголя поддерживали в СМИ, в кинематографе. Вспомните фильм «Иван Васильевич меняет профессию» и знаменитые оттуда фразы: «Водку ключница делала», «Водку любите? — Анисовую», или фильм «Бриллиантовая рука», где тоже есть сцены с алкоголем, можно еще много приводить примеров. Собирать застолья по любому поводу в 60−70-е годы было популярно, как и посещать рестораны и проводить банкеты.

На фото – Владимир Фисюк, один из основателей cosmogon.ru
На фото — Владимир Фисюк, один из основателей cosmogon.ru

И самогон тогда варили?

— Самогонщики были единственными конкурентами государственной монополии. И поэтому государством велась пропаганда против самогоноварения. И снова можно вспомнить известный пропагандистский фильм «Самогонщики». В нем показали и портрет самогонщика как горького пьяницы, тунеядца и уголовника, и продемонстрировали «качественность» самогона, который был исключительно мутного цвета, и пах он так, что главных героев передергивало, как только подносили к носу бутыль. И финал — уголовное наказание за нарушение. Видите, сколько сразу стереотипов! В газетах того времени часто печатали порицательные статьи и фельетоны о самогонщиках.

И среди населения вели упорную борьбу с подпольными мастерами горячительного. Участковые изымали самогонные аппараты, писали бумаги на работу нарушителей, устраивали показательные судебные процессы.

Как думаете, это возымело действие?

— На кого-то — да. Но далеко не на всех. Наоборот, к самогонному аппарату начали относиться как к некой реликвии и бережно передавали из поколения в поколение. Я могу привести пример из своей жизни. В те времена я жил в пятиэтажном доме и у нас на весь подъезд был один самогонный аппарат. Его передавали соседям скрытно, чуть ли не по паролю. А вечером все собирались на лавочках и в открытую осуждали «этих проклятых самогонщиков, из-за которых подорожал сахар». Перегонку в целях безопасности делали ночью. Об этом можно было догадаться по характерному запаху, разносящемуся от двери винокура по всему подъезду. А самогон между собой называли КВН — Коньяк Выгнанный Ночью.

Как появился стереотип, что самогон пьют только алкоголики?

— Мощным толчком к домашнему самогоноварению стало поднятие цен на водку в начале 80-х годов и начавшийся дефицит. В 90-е водку, как и некоторые продукты, стали выдавать по талонам, в магазинах купить ее было невозможно. Дефицит покрывался расцветом самогоноварения, народ начал активно этим заниматься, особенно деревенские жители. Производство суррогатов и поддельной водки тоже не отставало.

Технологичность самогонных аппаратов была низкая: пользовались простейшими дистилляторами, сделанными из подручных материалов, технологии перегонки были примитивными, мало кто знал, как отбираются фракции — про «головы» и «хвосты», о которых сейчас знают даже новички. Многие очищали продукт марганцовкой или какими-то таблетками, поэтому качественный напиток удавалось получать очень редко!

Еще одним толчком к подпольному самогоноварению стал сухой закон, введенный Горбачевым. Не долго думая, люди обзавелись самогонными аппаратами, кто-то достал дедушкин, кто-то сваривал аппарат из стали на работе — естественно, речи о технологичности не шло.

По сегодняшний день и в прессе, и на ТВ говорят, что самогонщики делают суррогат и пьют его только алкоголики. Хотя на самом деле, если спросить у алкоголика, где он берет выпить, а я ради эксперимента спрашивал у нескольких маргинальных личностей об этом, они называют совсем не бабушек-самогонщиц, а точки, где продают дешевый спирт или паленую водку. Отсюда появляется и еще один стереотип, что в массовых отравлениях виноваты самогонщики. Ну вы сами посудите, что проще: купить спирт, разбавить за 5 минут водой и продать или поставить брагу, подождать 1−2 недели, пока она отбродит, затем потратить день на перегонку, еще время на очистку и другие процессы? Алкоголики в жизни не будут столько ждать, а торгашам паленым пойлом нужна быстрая прибыль.

Когда мы начинали проект Cosmogon.ru у нас были опасения, что нашими клиентами станут ярые поклонники зеленого змия, но к нашему удивлению мы увидели совсем другой тип покупателей — это люди, уставшие от некачественного алкоголя, люди творческие, люди, ведущие здоровый образ жизни.

А что произошло, когда водка вновь появилась в магазинах?

— Сначала в магазинах появился спирт. В лихие 90-е предприниматели завозили в страну огромное количество спирта из Турции, Китая, из Польши и Голландии ­- все помнят «Рояль». Насколько этот процесс был управляем, сложно говорить, но получилось, что ввезенным спиртом, по сути, уничтожили винно-водочную промышленность. Люди употребляли этот некачественный продукт, спивались, были и смертельные отравления.

Потом постепенно все-таки запустили водочное производство. Но большая часть его перешла в руки частного бизнеса. Из-за того, что контроль над реализуемой продукцией был недостаточный, в магазины поставляли продукцию низкого качества.

Теперь, Владимир, давайте избавляться от стереотипа, что самогоноварение — уголовно наказуемое деяние.

— В 1997 году прошли поправки к Уголовному кодексу и прошли они как-то незаметно для большинства населения. В поправках убрали уголовную ответственность за приготовление спиртных напитков для личного пользования. Осталась уголовная ответственность только за продажу алкоголя собственного изготовления. Примерно до 2010 года эта тема как-то замалчивалась и народ продолжал сохранять режим конспирации. Меня и сегодня часто спрашивают, а разве можно этим открыто заниматься, ты не боишься, что тебя арестуют? Думаю, этот стереотип проживет еще лет несколько.

Хотите сказать, что ничего с тех пор не поменялось?

— Почему же, как раз поменялось, благодаря интернету. Появилась широкая информационная база, у людей пришло понимание, что существуют определенные технологии приготовления качественного продукта. Образованность самогонщиков начала расти. Наступило время, когда люди начали открыто заниматься перегонкой, покупать аппараты, интересоваться рецептурой. Создаются форумы, где все увлеченные этим делом делятся творческими идеями, конструкторскими решениями, дают друг другу рекомендации.

Понятно, в интернете проще, никто тебя лично не знает.

— Да, есть момент некоторого стеснения. За много лет работы мы подметили, что люди, зажатые в рамках стереотипов, испытывают неловкость в открытую говорить, что занимаются самогоноварением.

А другие есть?

— Есть, это, своего рода, сообщество. Они смело делятся секретами, рассказывают, каким аппаратом пользуются, по какой технологии ставят брагу и т. д. Это люди, стремящиеся сохранить собственное здоровье и тщательно следящие за тем, что едят и пьют.

Какое реальное положение дел сегодня?

— Во-первых, сейчас на рынке и в интернете огромное число предложений разных аппаратов, технологий от простейших до суперсложных, где нужно физико-химическое образование. Много импортных аппаратов из Европы, даже с многовековой историей такие, как португальские аламбики, начали выходить на рынок китайцы. На сегодня в ассортименте нашего интернет-магазина более 250 моделей самогонных аппаратов.

Во-вторых, появляются площадки и в офлайне. Проводят фестивали областного и всероссийского значения, саммиты — один из самых известных алкосаммит в Пирогово, организовывают выставки, где единомышленники обмениваются опытом. Сейчас практически в любом крупном торговом центре работают розничные магазинчики, где продают товары для самогоноварения, пивоварения и виноделия. Появилось много литературы по технологии производства.

В-третьих, у производителей домашнего алкоголя появилась потребность создать для своего продукта товарный вид. Три года назад появился спрос на пробки, оригинальную стеклянную тару, этикетки. Винокуры гордятся своим продуктом и хотят показать друзьям и родным товар, как говорится, лицом.

То есть теперь слово самогон не вызывает негативной реакции, навязанной стереотипами?

Я больше скажу, слово самогон исчезает из обихода. Как сказал мне один хороший человек, после того как я его угостил: «Владимир, как Вы смеете столь благородный напиток называть столь непристойным словом!»

Здесь нужно понимать, что известные во всем мире напитки: коньяк, бренди, ром, текила, арманьяк, кальвадос, ракия, чача и др., по своим технологическим характеристикам — это напитки, как и самогон, сделанные методом дистилляции и классифицируются как дистилляты. А спирт для водки — это ректификат, т. е. продукт, полученный методом ректификации. Водку называют русским изобретением и тому есть основание — во всем мире почти никто больше не пьет напитки на основе ректификации, кроме граждан бывшего СССР.

А какое все же слово произносят вместо «самогон»?

— Вариантов большое множество — домашний виски, домашний коньячок, самтрест, сэмик, дистиллятушка и пр. Играет роль и такой факт, что сейчас дистиллерии, винокурни, винодельни — все это становится серьезным увлечением. И как всякий ремесленник, мастер-винокур с гордостью показывает то, что он делает. Самогоноварение стало престижным занятием, своего рода хобби.

С другой стороны, у нас в стране идет формирование культуры производства крепкого домашнего алкоголя. В Европе существуют давние традиции, у нас они только зарождаются. Началось промышленное производство дистиллятов. Появился «Полугар» — один из элитных крепких напитков, который выпускает предприниматель Борис Родионов. А в Российской империи этим словом называли хлебное вино.

Как винно-водочная отрасль отреагировала на повышенный интерес населения к самогоноварению?

— Пока спокойно. Ведут конкуренцию — практически все винно-водочные производители начали выпускать дистилляты из яблок, винограда, абрикосов и так далее. Этот факт свидетельствует о том, что потребитель начал разбираться, чем дистилляты отличаются от ректификатов. И в ассортименте магазинов появились такие напитки, как самогон, чача, настойки. Тут, правда, порой доходит до смешного, некоторые производители на этикетках пишут, что это ректифицированный дистиллят — это, конечно, бред по определению, но у нас народ на выдумку богат. На мой взгляд основным конкурентом водки сейчас является не самогон, а пиво и слабоалкогольные напитки, которые стали очень популярными в молодежной среде. Потребление вин тоже растет и влияет на уменьшение доли водочной продукции.

Не хотите ли Вы сказать, что дистиллят домашний не вытесняет алкоголь дорогой импортный?

— Пока не вытесняет, конечно, но потихоньку становится прямым конкурентом, и причины тому кризис и рост цен из-за изменения курса валют. Сейчас потребитель считает денежки, есть потребность в экономии.

Нередко люди покупают оборудование для полного цикла — для производства браги, для перегонки, очистки и облагораживания — бюджет иногда доходит до 500 тысяч рублей. К нам обращаются и те, кто имеет сразу несколько видов производства: и пиво варят, и вино делают.

Винокуры сейчас более ориентированы на традиционное сырье, на все, что растет в нашей необъятный стране: яблоки, груши, сливы, ягоды, травы. В порыве повторить виски начали использовать зерновые культуры, и, Вы знаете, добиваются отличных результатов.

Также, мы удовлетворяем спрос любителей натуральных, как говорят, «своих» продуктов: есть в нашем магазине оборудование для сыроваров, для переработки овощей и фруктов и для производства колбас в домашних условия. Планируем и дальше открывать новые направления в тематике «здоровое питания своими руками».

А были предложения к Думе разрешить реализовывать домашний алкоголь?

— В 2016 году велись разговоры, что узаконят гаражное виноделие. И даже организовывали объединения гаражных виноделов, но потихоньку все свелось на нет. Сейчас стали появляться хозяйства, которые делают самогон и крепкие напитки, оформляют с большим трудом разрешение на производство. В интернете можно найти сайты, где винокурни предлагают свою продукцию и выставляют прайс-листы. Мини-бизнес такой создать можно, но это уже будет субъект предпринимательства, которому нужно платить налоги, оформлять различные документы и т. д.

И о последнем мифе, что самогон вреднее водки, что скажете?

— Скажу, что не нужно сравнивать, алкоголь в любом виде вреден для здоровья. Важно иметь чувство меры и не доходить до бытового пьянства. Споров на эту тему много, но из тех кто перешел от водки к своему продукту, я не знаю ни одного человека, кто бы вернулся назад к водке. Самогонщики, которых я знаю, превращают свое дело в искусство, а процесс пития в своеобразный ритуал, в маленькую презентацию вкуса и аромата, созданного своими руками.

Какой Ваш прогноз на будущее?

— Все больше и больше людей будут вести здоровый образ жизни. Сейчас есть магазины, где фермеры представляют свои натуральные товары, в супермаркетах выделены полки с экологически чистыми продуктами. Тенденция по улучшению качества жизни будет расти. Главная потребность наших покупателей — это забота о своем здоровье и здоровье своих близких. Мы это понимаем и разделяем. Всем, кто к нам обращается, мы открываем свой секрет — главный ингредиент в любом продукте, который вы создаете — это душа! Творите с душой, и все получится, а мы Cosmogon.ru вам в помощь!

Статья опубликована в выпуске 26.03.2018
Обновлено 1.10.2022