Собственно говоря, ничего в этом событии экстраординарного не было. Не олимпийские состязания, в конце концов. Не какой-нибудь антивоенный автопробег.
Однако это событие имело определённый резонанс, а тут ещё Союз журналистов СССР получил приглашение из Португалии нанести, так сказать, ответный визит.
Предложение было принято. Ведь уже вовсю шла перестройка, советские границы стали открывать, и пробег из Москвы в Европу мог стать неплохой иллюстрацией происходящих в СССР перемен.
Старт из Москвы в сторону Португалии наметили на 14 сентября 1988 года. Перед этим организационный комитет принял решение направить в Лиссабон экипаж из трёх советских журналистов.
Машину для этих целей выбрали, разумеется, советскую — ВАЗ-2109, или, попросту, «девятку». Такой выбор преследовал несколько целей.
- Во-первых, машина была самой последней модели, и это должно было продемонстрировать за границей успехи советского автомобилестроения. Тем более что наши машины понемногу продавались за рубежом, и намечавшийся автомобильный пробег мог простимулировать спрос на советские автомобили.
- Во-вторых, для того чтобы побить рекорд португальцев, нашим журналистам следовало передвигаться со скоростью более 100 километров в час. То есть машина должна была находиться в довольно экстремальных условиях, и вазовские конструкторы очень хотели узнать, как их детище выдержит такие нагрузки.
- А в-третьих, врачам, курирующим проект, была любопытна информация о том, как себя будут чувствовать в пути (и после завершения пробега) три советских журналиста, попеременно садящихся за руль и попеременно отдыхающих прямо в автомобиле.
Известно, что для пробега «ВАЗ» предоставил две машины (на выбор) популярного тогда тёмно-вишнёвого цвета. Была ещё такая песенка группы «Комбинация», со словами «…твоя вишнёвая девятка, она с ума меня сведёт…»
Эти две «девятки» перед пробегом отправились на специальный полигон, где каждая накрутила по 2500 километров как раз на скорости примерно 100 километров в час. Во время этого испытания устранялись всякие заводские огрехи, подтягивались ремни и гайки.
Отчёты того мероприятия сообщают, что ещё «…были заменены некоторые узлы…» в наших автомобилях. Что это за узлы, понять не удалось, но будем считать, что машина отправилась в пробег практически такая же, что и сошла с конвейера.
Для сокращения простоев наши журналисты решили питаться прямо на ходу, чтобы не тратить драгоценное время на всякие кулинарные хлопоты. И тут пригодились наработки НИИ медико-биологических проблем Академии Наук СССР. Благодаря этой солидной организации советские журналисты получили кое-что из рациона космонавтов. Помимо этого, представитель института даже рассчитал оптимальную схему питания на всю команду и расписал её буквально по часам на весь маршрут.
В целом, автопробег прошёл довольно хорошо. Естественно, наш экипаж гнал вперёд, и времени рассматривать достопримечательности не было.
Журналисты отметили, что дороги в Польше на тот момент были узкими и не совсем ровными.
В Германии качество дорожного покрытия улучшилось, а в Западной Европе наши соотечественники столкнулись с диковинкой для советского человека — большими пробками.
Впрочем, об этом моменте они были оповещены заранее и поэтому проезжали проблемные места ранним утром, как раз перед началом столпотворения.
На некоторых участках наша «девятка» набирала скорость до 170 километров, так как иногда она выбивалась из графика, и это приходилось учитывать.
К столице Португалии, по словам наших журналистов, они прибыли ровно в 6 утра по местному времени, которое отстаёт от московского на три часа. И тут выяснилось, что въезд в город — платный, а у наших соотечественников не было местной валюты.
Пришлось им менять завалявшиеся в карманах доллары и звонить в консульство. Оттуда приехал представитель, и благодаря этому советский автомобиль попал в Лиссабон.
- Наша «девятка» установила своеобразный рекорд, преодолев путь в 4827 километров за 46 с половиной часов. Однако этот факт следовало документально запротоколировать.
В этом помог местный полицейский, патрулировавший набережную. Он составил соответствующую бумагу, которая и подтвердила официально советский автомобильный рекорд. Бумага эта была представлена и на пресс-конференции, случившейся совсем скоро.
Сейчас об этом событии мало кто помнит и знает. Но оно продолжает оставаться пусть и небольшим, но памятным знаком в истории нашей великой Родины…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...