А ведь было время, когда автомобили вообще отсутствовали. И не так давно, каких-то сто пятьдесят лет назад! Что, согласитесь, по историческим меркам совсем немного.
Долгое время люди успешно обходились в своей жизни гужевым транспортом. Он существует уже несколько тысячелетий и используется до сих пор во многих странах.
Если говорить о привычном нам автомобиле, то самодвижущиеся экипажи (хотя бы на бумаге) стали появляться в эпоху Возрождения. Историки сообщают, что несколько таких повозок успешно эксплуатировались в разных городах старой Европы.
Однако называть такие экипажи автомобилями не слишком уместно. Ведь главная деталь в автомобиле — это двигатель, а его в описываемое время ещё не было. То есть тогда все самодвижущиеся экипажи приводились в движение силой людей, либо тех же лошадей.
Дело, так сказать, сдвинулось с мёртвой точки, когда во второй половине ХVIII столетия изобретателем Папэном был сконструирован паровой котёл.
Изначально, конечно, Папэн не думал о том, что его детище будет использоваться в самодвижущемся экипаже. Паровые машины нужны были на всяких производствах, прядильных мануфактурах, морских судах, подъёмных механизмах и так далее.
Идея приспособить паровой котёл для создания самоходного экипажа пришла в голову офицеру-артиллеристу из Франции Жозефу Кюно. Это случилось в 1769 году.
Кюно сконструировал трёхколёсный паровой тягач для перевозки тяжёлых орудий. Задумка была, конечно, полезная, но помешало несовершенство тогдашней научно-технической мысли. Случилось так, что машина Кюно с места тронулась, проехала метров десять-пятнадцать и уткнулась в забор. Ну, не подумал Кюно о надлежащем рулевом управлении и не смог объехать препятствие!
Однако его идея легла на благодатную почву. Не сразу, но позднее инженеры додумались приладить паровой котёл на рельсовый транспорт. А так как тут не требовалось практически никакого рулевого управления, то паровые экипажи на железной дороге прижились.
Но не стоит думать, что безрельсовых экипажей с паровыми двигателями в истории автомобилей не было вовсе. Были! Во Франции и Великобритании наиболее предприимчивые производители сооружали экипажи с паровыми движителями и даже организовывали на них регулярное сообщение между населёнными пунктами.
И на тех, кто пользовался услугами таких экипажей, смотрели часто с уважением. Ещё бы! Человек смог заплатить деньги за то, чтобы «пронестись» на паровой машине по городу со скоростью 10−15 километров в час (вначале было так, но и это было много по тем меркам)!
А ещё не стоит забывать о том, что паровые котлы, даже самые совершенные, периодически взрывались…
Ясное дело, наука и техника не стояли на месте. Многие талантливые изобретатели бились над проблемой создания компактного и экономичного двигателя для самоходных экипажей.
И тут в 1860 году Этьен Ленуар создал газовый мотор (двигатель). Это было большим успехом на тот момент. Двигатель Этьена обладал более высоким коэффициентом полезного действия. Он работал на распространённом тогда светильном газе.
Вообще агрегат Этьена вначале показал себя с хорошей стороны. Он был более компактным и дешёвым в эксплуатации. Но — при непродолжительном использовании! Почему? Да потому, что для длительной работы газовому мотору потребовался бы огромный резервуар для топлива. Газ — это ведь не бензин, не керосин, не спирт, в конце концов!
И тут, конечно же, изобретатели вновь почесали головы, обложились книгами с чертежами и стали думать, сравнивать, размышлять… В результате чего к концу ХIХ столетия появились вполне приемлемые модели электродвигателей и двигателей внутреннего сгорания.
Если Вы взялись за эту тему, то Вам тема для продолжения. Раскопать историю столетней давности в Швеции о неудачной попытке заменить дифференциал на обгонные муфты в ступицах колес. Что же прошло не так. Оценка - 5
0 Ответить