Что должно присутствовать в настоящем внедорожнике, уверенно покоряющем пески и грязь? Правильно — полный привод. Так вот, ещё в 1826 году два англичанина, Бурсталл и Хилл, сконструировали паровой экипаж с приводом на все четыре колеса. Эту дату, пусть и с определённой натяжкой, можно считать днём зарождения внедорожников в истории автомобилестроения.
Прошло почти 40 лет, и в 1863 году наш соотечественник, инженер Врадий, предложил вариант паровой машины с приводом на все колёса. Колёса в ту пору были металлические, увесистые, а паровой двигатель достаточно слаб для тяжёлого экипажа.
Интересно, что Врадий спроектировал также и «ледоход» — опять же паровой агрегат с лыжами и одним металлическим колесом. На этой машине предполагалось покорять снежные просторы.
В общем, с паровыми машинами конструкторы много чего придумывали, но требовался новый двигатель, более мощный и, в то же время, относительно лёгкий.
С появлением бензиновых (и дизельных) двигателей создание внедорожников продолжилось по причине их востребованности.
Известно, что первый в мире бронеавтомобиль фирмы «Даймлер» (созданный в 1903 году) был с бензиновым двигателем, и привод тут был полный. Про эту машину известно, что весила она почти 2 тонны, и развивала скорость в 40−45 километров в час. В общем, неплохо, если учесть, что было это почти 120 лет назад.
В 1907 году упомянутая фирма, вдохновлённая успехом своего, так сказать, первенца, выпустила уже два полноприводных автомобиля. Они приняли участие в автопробеге по Германии вместе с 22 грузовиками, и пробег этот составил около 1000 километров. Во время означенного мероприятия все машины показали неплохие эксплуатационные характеристики.
В 1908 году американцы поднатужились и представили рынку полноприводные грузовики.
В 1909 году немецкие фирмы «Даймлер» и «Крупп» предложили для нужд военных грузовик с колёсной формулой 4×4. На грузовик планировали устанавливать зенитное орудие для стрельбы по дирижаблям. Двигатель у этого автомобиля имел 52 лошадиные силы. Это уже было что-то.
При создании этих машин немцы озаботились ещё одной важной для внедорожника вещью — колёсами с хорошими грунтозацепами.
Интересно, что невзирая на то, что уже появились неплохие резиновые колёса для бездорожья, в 1917 году одна немецкая фирма всё же выпустила артиллерийский тягач с полностью стальными колёсами и массивными стальными грунтозацепами на ней.
Из воспоминаний очевидцев, эта машина относительно хорошо передвигалась лишь по раскисшим от дождей дорогам, а на твёрдом покрытии была почти бесполезной.
Довольно много для создания внедорожников сделали и советские конструкторы.
В частности, у нас в конце 20-х годов ХХ столетия в отрасли автомобилестроения велись серьёзные работы по повышению проходимости автомобилей. В результате этих работ появилась экспериментальная машина «ГАЗ-НАТИ-30», в которой было три моста, а не два, как обычно. Такое решение позволило снизить давление на грунт и повысить проходимость автомобиля.
После «ГАЗ-НАТИ-30» появился вполне рабочий трёхосный «ГАЗ-ААА», который участвовал в серьёзном автопробеге по Каракумам.
В 1932 году Ярославский завод выпустил несколько тяжёлых грузовиков ЯГ-10 с колёсной формулой 6×4.
Интересно, что в 1934 году в Германии начали выпускать трёхосный легковой автомобиль повышенной проходимости «Мерседес». И производство их продолжалось вплоть до 1939 года.
Однако случившаяся вскоре война внесла коррективы в создание новых автомобилей повышенной проходимости. И уже после Второй мировой войны внедорожники стали развиваться немного в других направлениях.
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...