Приведём несколько примеров:
- У «Волги» ГАЗ-24−02 запасное колесо расположено в специальном отсеке под полом багажника.
- У советского внедорожника «ГАЗ-69» запасное колесо — прямо на боковой двери.
- У микроавтобуса «РАФ-2203» колесо расположено практически в салоне, поэтому, чтобы мелочь не бросалась в глаза, её прикрывали специальным кожухом.
- У послевоенного «Москвича-400» и кабриолета «Москвич-400−420А» багажника фактически не было, поэтому запаска висела прямо сзади.
- У легендарного «каблучка» или «пирожка» (он же «ИЖ-2715») запасное колесо расположено за пассажирским креслом.
- У «Запорожца» ЗАЗ-968М запаска располагалась в моторном отсеке, но при этом сзади.
- У «Москвича-2141», а также у некоторых «УАЗов» (452, 3303) запаска расположена под днищем. У других «УАЗов» (469, 31512, «Патриот», «Хантер») — на багажной двери.
Также у некоторых машин запаска может храниться прямо под капотом. Впервые в отечественном автопроме запасное колесо под капот стали укладывать в 1977 году. 5 апреля того года с конвейера Волжского автозавода сошёл первый экземпляр легендарной, всем знакомой «Нивы» ВАЗ-2121.
Этот транспорт совмещает в себе проходимость внедорожника и комфортабельность обычной легковушки. Её создали конструктор Пётр Прусов и дизайнер Валерий Сёмушкин. И именно Валерию Павловичу принадлежит идея размещения запасного колеса под капотом (подсмотрена у итальянского автомобиля Fiat-127). Более того, задняя длина советского внедорожника (3,5 метра) не позволяла поместить запаску в багажнике или под полом.
Валерий Сёмушкин также поставил разъём капота сбоку, а не наверху, чтобы владельцам удобнее было доставать, а заводчанам — укладывать. Сам он вспоминал:
— Ну, не хотелось мне её вешать ни на дверь задка, ни на кронштейны сзади!
Между тем это решение не сразу получило поддержку. Вадим Котляров, ведущий испытатель, говорил: «Приложу максимум усилий, чтобы её там не было. Только через мой труп!» Он считал, что под капотом запасное колесо может перегреться, а затем и загореться. Однако Пётр Прусов убедил его, сказав, что в летнее время при движении по асфальтовым дорогам колеса нагреваются до 130 °C, а под капотом «Жигулей» (и вместе с этим «Нивы») температура максимум +85°С.
В итоге запасное колесо попало под капот, а «Нива» таким образом стала первым автомобилем с запаской под капотом.
Чуть позже инженеры Волжского автомобильного завода поняли, что такое расположение запасного колеса небезопасно. В случае лобового столкновения запасное колесо не деформируется, поэтому начинает давить на рулевую колонку, а та, в свою очередь, — на водителя. Руль начинает подниматься вверх, из-за чего водитель может получить довольно серьёзные травмы. Краш-тесты «Нивы» показали, что рулевая колонка фактически становится вертикально, а человек травмирует челюсть.
Однако на практике аварий с травмами или гибелью из-за подкапотной запаски не случалось. И этот внедорожник выпускается до сих пор. А всё потому, что пользуется спросом и народной любовью, при этом никто из потребителей не предъявляет претензии на данную тему. И поэтому не имеет смысла что-то изменять.
Вообще-то, первыми были Запорожцы - м 965 и 966. У них запаска под капо том спереди.
А вот про Ниву с запаской спереди - я не слышал, спасибо за информацию.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Вадимов, здравствуйте. Вы не то, чтобы правы. Да, у "Запорожцев" 965 и 966 запаска спереди. Но спереди у этих автомобилей расположен не капот. Так что у них колесо в багажнике.
0 Ответить