Длительная езда по ночной (а темнеет в Крыму уже в 9 часов) неосвещенной незнакомой дороге с одной полосой в каждую сторону — занятие не из приятных. И впятеро труднее преодолевать такой путь, если ты до этого уже шестнадцать часов за рулем. По Крыму мне предстояло проехать около трехсот километров. И уже в начале их я начал клевать носом.
Обещанная мне моральная поддержка против сна уже мерно посапывала вместе с детьми, что совсем не добавляло мне бодрости. В результате мной в течение всего лишь нескольких часов в полной глубинной мере был познан смысл слова «автопилот». Чего я вам совсем не желаю. Потому что ездить, да еще и с пассажирами, да еще и с детьми в таком состоянии ни в коем случае нельзя. Хорошо еще, что дорога была пустая.
Но момент прибытия помню уже слабо. Самое яркое воспоминание — как я выпал из машины, добрался до койки, и уже после отключки меня послали обратно в машину за забытым КПК. Этот трагический момент запомнился одной из самых сильных эмоций по отношению к моей жене за всю жизнь.
Итак, с учетом всех дорожных гаишно-семейных приключений, расстояние немногим более 1500 км было преодолено приблизительно за 22 часа. Тяжело, небезопасно. И в общем-то, никуда не годится. Но на следующий день все уже были в нормальном состоянии и радостно плескались в море, и все было позади.
Обратный путь с тем же временем выезда, но уже без детей и без общения с ГАИ по дороге был сокращен до 19 часов. Можно было и быстрее, но Курская область под вечер просто-таки забита транспортом, там основные потери. Последние часы получились опять по темноте и были тоже достаточно мучительны.
Помня все эти прошлогодние коллизии, я изменил (как потом выяснилось, радикально) план поездки в Крым. И сделал для этого немного. Всего лишь сдвинул время выезда на два часа вперед. И вы не поверите, насколько изменилось все!
Старт был дан около трех часов ночи в воскресенье. Правда, не из Москвы, а с дачи по дороге, но это дало максимум час. Ночью для пущей бодрости закусывал горьким шоколадом и слушал Deep Purple. И то, и другое — отличные средства от предрассветного клевания носом.
Из всех новостей дороги: в районе Тулы воткнулись в Т-образный перекресток, на котором знаки нас послали на Белгород, но потом этот Белгород куда-то резко пропал. Вместо этого появились знаки, радостно сообщавшие нам, что мы едем на Рязань, что совсем нас не устраивало. После чего пошли занимающиеся июньской зарей леса, поля и перелески без всяких признаков цивилизации, за исключением разве что попутных машин, стоящих у обочины с включеным в салоне светом, где люди увлеченно изучали какие-то книжки.
Заинтересовавшись таким чудным явлением, мы тоже остановились, и стали крутить так и сяк атлас дорог. Но так ничего в нем и не разобрали. Почти тут же к нам подъехал еще один бедолага, задав уже ожидаемый вопрос: куда тут на Белгород. Это вселило в нас надежду, и, двинувшись далее, мы так и не попали в итоге в старинный русский город Рязань, зато выехали-таки на крымскую трассу, как оказалось, не плутая нигде понапрасну. Впрочем, вполне допускаю, что в скором времени эту проблему ликвидируют, достроив-таки какую-то объездную дорогу с правильными знаками.
На границе мы были уже в 11−00, буквально проглотив все российские области, да еще и запив их неспеша неплохим кофе на заправке ТНК после Курска (ау, где мои рекламные!). Тут надо сказать, что проблем с заправкой нет никаких на всем пути. Вполне хватает ТНК, Юкос, и Лукойл. Но только будьте внимательны! Много местных заправок мимикрируют под них, имея похожие названия и цветовой дизайн, причем зачастую расположены они буквально напротив друг друга. Перед пересечением границы заправиться нужно под завязку, потому что украинский бензин дороже процентов на 40.
Не забудьте также купить страховку на автомобиль. Это стоит рублей 200 и занимает считанные минуты. Продажи полисов начинаются километров за 20 и не прекращаются вплоть до самого пограничного шлагбаума. У него, практически, мы и страховались.
С выездом из России вообще никаких проблем не было. А украинские стражи национальной безопасности, узнав, что мы едем на отдых и делаем это раз в год, попросили припарковать машину в сторонку, после чего к нам подскочил их погранец с таможенными декларациями в руках. И у нас состоялся совершенно замечательный диалог в весьма любезном стиле.
-Здравствуйте, у нас есть два варианта прохождения таможни. Первый вариант — заполнить вот эти декларации. Если все заполните правильно — а исправления не допускаются — мы произведем осмотр машины, и если все нормально, то вы свободны. Вот декларации (выданный нам чуть ранее квиток на «зеленый коридор» как-то не заметился).
Пауза. Второй вариант не озвучивается. Мы молча внимаем, взяв в руки и изучая пространные бланки. Наконец после паузы:
— Если устанете, или какие-то проблемы с заполнением, обращайтесь, мы поищем аргументы.
— А если мы уже устали, какие аргументы сейчас будут убедительны?
— 1000 рублей.
— Побойтесь Бога, мы только что гаишникам за превышение на целых 44 км/ч отдали всего 500 руб. (это правда; перед самой границей они горазды через холм простреливать своими радарами — край богатый, и аппаратура тоже на уровне, но удалось уговорить).
— Ну ладно, давайте 600 — мне и таможенникам пополам. Вложите в декларации. Вася, прими! Счастливого пути!
Все. Можно лететь дальше.
После границы рекомендую поменять часть денег на гривны. Курс нормальный.
Дороги и здесь неплохие, разве что вокруг Харькова не очень и кусок автострады на подступах к Днепропетровску тряский. Да еще в Мелитополе лучше не разгоняться, потому что про каток там никто, похоже, не слыхивал, и асфальт утаптывался ногами по всему городу.
В Запорожье на светофоре перед мостом, завидев ваш заляпанный насекомыми российский номер, к вам непременно подскочит шустрый хлопчик и, сходу подняв щетку стеклоочистителя и полив какой-то жидкостью, начнет размазывать грязь по стеклу. Грамотная позиция перед машиной и нытье в стиле «дяденька, дайте хоть сколько-нибудь» не оставят вам шансов отказаться, они там не первый год и дело свое знают. Лучше расслабьтесь и дайте мелочишки, стекло все ж чуть почище станет.
При проезде по крымскому перешейку есть участки по берегу Сиваша, там скорость 50 и сплошная полоса. Ни в коем случае не нарушайте, следят внимательно.
Вот, собственно, и все нюансы. До места мы добрались за 18 часов, где-то полвосьмого по местному времени (на час назад) с одной остановкой на кофе, одной на обед, двумя на заправку, одной на границу (полчаса) и несколькими остановками, чтобы размять ноги (это обязательно) и сами знаете для чего еще.
Из машины я вышел вполне бодрый и свежий (можно было бы сказать «как огурец», но я не позеленел, не покрылся пупырышками за всю дорогу). Рядом шумело море, еще светило закатное солнце, и крымские вина в магазинчиках радостно отражали его красные лучи.
P.S. На обратной дороге перед Харьковом в населенном пункте Высокое будет достаточно неприметное ответвление налево на Киев и Сумы. Вам туда. Потому что если поедете прямо на Харьков, как указано на знаке, то этот Харьков и увидите, пересчитав попутно станции метро. Но это единственный раз. Потом следуйте только в направлении на Белгород.
Возвращение (в рабочий день) и в этот раз заняло 19 часов, и опять из-за Курской области. Что уже мелочи, потому что домой возвращаться всегда приятно, как бы ты ни устал. Даже из Крыма.
Автору респект за статейку. Написано живо, с юморком - читать легко даже после тяжелой рабочей недели . На самом деле подавляющее большинство машин, лежащих в кюветах это презирающие любые ограничения их личной свободы гонщики, положившиеся на свой небольшой опыт.
Я тоже собрался в Крым на машине с целью потратить и без того короткий двухнедельный отпуск, обрезанный свадьбой лучшего друга на "посмотреть все". Имея за плечами единственную "длинную" поездку из Подмосковья в Северодонецк (Украина, 975 км) собираюсь за сутки оказаться на теплом море. Скажу сразу, что в обе поездки за рулем страховала/страховать будет подруга, управляющая дома своей машиной, и мне будет намного легче, чем Александру. Единственное, что ему не хватало в этой поездке - так это двух часов сна. Пусть жена по полчаса плетется за фурой 60 км в час - ты все равно двигаешься и совсем не боишься за свою безопасность, так как спишь .
Собираюсь выехать в пятницу в 20-00, ранним утром на границе - ближе к вечеру Судак. (ваши комментарии ;))
Всем удачи, единственный вопрос - стоит ли разориться на GPS-навигатор, и как он ловит сигнал на Украине (Александр, КПК забытый в машине не пользовал? ;))
0 Ответить
По итогам двух поездок сделал вывод: заканчивать маршрут нужно засветло. Ехать в темноте легко, только пока свеж. А если солнце еще в небе, то и после многих часов езды особых проблем с вниманием не возникает.
Если выезжать часа в два ночи, то и поспать несколько часов перед этим успеешь, и до цели путешествия доберешься в часы, когда еще можно решить оргвопросы с заселением.
Насчет навигатора - в общем и целом нужды в нем нет, указателей хватает. А что касается каких-то ремонтов и объездов - не знаю, покажет ли это навигатор где-нибудь в глубинке.
Чтобы к вечеру доехать до Судака, не обязательно выезжать так рано, лучше поспать хоть сколько-нибудь.
Ну, и насчет жены за рулем и спокойного (хе-хе) сна в это время. Всяко бывает, конечно, но, имхо, лучше уж самому...
0 Ответить
Зачем такие "подвиги". В следующей поездке, увидев лежащую вверх клёсами машину, остановитесь и спросите -- почему? По крайнеё мере в одном из десяти случаев, ответят - заснул за рулём!
0 Ответить
А кто ответит? ;)
Ну, а вообще-то, я и написал, как ехать, чтобы не хотелось спать. И второй вариант совершенно меня не напрягал. Абсолютно.
Если тяжело - то, конечно, не стоит ломать себя.
Решение проблемы не сложно. По дороге видел плакатик: "70% ДТП происходит по вине водителей, заснувших за рулем". Угадайте с одного раза, где было написано сие глубоконаучное, статистически безупречное изречение? ;)
0 Ответить