Все эти, как раньше говорили, «гримасы капитализма», казалось бы, однозначно свидетельствуют, что снегоход — просто игрушка. Опасная и дорогая игрушка для тех, кто может ее себе позволить.
А вот сюжеты из быта эскимосов, канадских фермеров и трапперов, исследователей Арктики, биологов, геологов и прочих «неинтересных» (с точки зрения ТВ) людей показывают гораздо реже. Но ни один из этих сюжетов не обходится без снегоходов, которые уже не носятся, ревя форсированными двигателями, а смирно тянут нарты с необходимым грузом. Тут они явно выглядят незаменимыми помощниками людей.
В самом деле, какая альтернатива снегоходу в заснеженной местности? Если не рассматривать вездеходы и вертолеты, которые явно не по карману отдельному индивидууму, то остаются только собачьи упряжки.
Но перечитайте Джека Лондона про жизнь ездовых собак. Весь короткий зимний день бежать, стирая лапы в кровь, долгую ночь проводить в сугробе, накрывшись хвостом. Еда один раз в сутки — тухлая вяленая рыба, да если еще соседи не отберут. Чуть чего — бичом. Не угодил вожаку — разорвет. Выбился из сил — пойдешь на корм остальным собакам. Если закончилась провизия — тебя самого съедят хозяева. В наш гуманный век вряд ли найдется человек, способный так истязать животных. А если таковой садист и найдется, то найдется и соответствующий закон о защите животных…
Конечно, собачьи гонки проводятся и в наши дни, но этих собачек привозят на трассу в шикарных джипах, кормят специальными кормами, а по окончании гонки растирают махровыми полотенцами. Да и стоит упряжка таких собак дороже снегохода.
Это я пока о зарубежье пишу. У России, как всегда, свой путь. Нет ни законов о защите животных, ни ездовых собак, ни снегоходных гонок. А вот снегоходы есть. И, пожалуй, побольше, чем на Западе. Но прежде чем говорить о значении снегоходов в нашей снежной стране, я должен сделать небольшое отступление и рассказать немного о конструкции снегоходов.
Снегоходы делятся на две большие категории:
1. Снегоходы с одной гусеницей и двумя лыжами;
2. Снегоходы «Буран».
К первой категории относятся все импортные снегоходы, независимо от их назначения. Сюда же примыкают отечественные поделки, имитирующие западные образцы: «Рысь» и «Тайга». Про них мы не будем говорить,
Все эти снегоходы имеют спереди две лыжи, при помощи поворота которых можно «рулить», то есть управлять снегоходом. Сзади находится одна гусеница, назначение которой — двигать снегоход вперед. Если не брать отечественные модели, то все снегоходы первой категории стоят, как автомобиль среднего класса, имеют двигатели мощностью свыше 100 лошадиных сил и многочисленные «навороты» типа подогреваемых рукояток, подогрева ног и прочего. Соответственно, и их ремонт будет сопоставим с ремонтом иномарки. Ясно, что в наших условиях такие игрушки могут себе позволить только богатые люди. И только немногие из них станут ломать свои «Ямахи» и «Бомбардье», катаясь по грязи или прыгая через автобусы. На них катаются в Крылатском, на Сходне и на прочих горках, разгоняя лыжников и сноубордистов. Или берут на дачу и гоняют там зайцев по полям.
Преимущества снегоходов первой категории:
1. Колоссальное удовольствие от езды. Снегоход разгоняется до 100 и более километров в час, а подвеска у него, как у хорошей машины. Препятствий практически не существует, снегоход едет по снегу, по льду, пересекает шутя автомобильные трассы с глубокими кюветами, лезет в гору под углом 45 градусов и так далее;
2. Руки и ноги не мерзнут, можно ездить даже без рукавиц.
Недостатки снегоходов первой категории:
1. Если одна из пары лыж зацепится за дерево, или за куст, или за километровый столбик, то авария неизбежна;
2. Одна гусеница, как бы ни была широка и длинна, на рыхлом и глубоком снегу закапывается (особенно учитывая высокие обороты мощного мотора) и закапывает весь снегоход, сажая его «на брюхо». Тут уж без лопаты или буксира не выбраться, ведь снегоход первого типа весит не меньше четырехсот килограмм — руками не вытащишь;
3. Последнее время на снегоходы стала обращать внимание ГАИ и прочая милиция. На них требуют техпаспорт, права на управление (почему-то тракториста), наличие номерных знаков. Это создает большие трудности для езды на снегоходах первого типа, так как трезвыми на них катаются редко.
Однако довольно говорить об импортных снегоходах. Поговорим о нашем, родном.
Это снегоход «Буран». Производится с небольшими модификациями с середины пятидесятых годов прошлого века. Внешне он похож на какой-то кургузый коробок, выкрашенный желтой или красно-коричневой краской. Когда заводится, издает немыслимый грохот (не помешают беруши) и окутывает все вокруг удушливым облаком синевато-белого дыма.
Однако стоит сесть на него и тронуться, как дым редеет и остается позади, грохот тоже как будто отстает, и вот вы «мчитесь» по снежному бездорожью со скоростью 40 км/час.
Быстрее вы сами не захотите, так как подвеска почти полностью отсутствует. Амортизатором является только снег под гусеницами — если слой снега достаточно большой (по колено), то езда довольно комфортна, если же снега мало, или вы едете по укатанной дороге, то приходится сбрасывать скорость, или вставать на ноги, и коленями амортизировать ухабы.
Конструктивно «Буран» отличается от всех остальных снегоходов в мире тем, что у него две широкие гусеницы сзади и одна лыжа спереди. Это дает огромное преимущество при езде в густом лесу — вы можете сходу вламываться в любую чащу, подминая кусты и валежник, если, конечно, не боитесь разбить ветровое стекло и поцарапать лицо. Стекло, кстати, бьется часто, так как сделано из плексигласа, поэтому у рабочих «Буранов» оно часто заменено куском фанеры или кровельного железа с остатками старого стекла по самому верху.
Приобрел года 2 назад б\у снегоход японского производства, новый такой стоит порядка 700к. На обслуживание такого снегохода уходит не мало денег, так как живу на севере и большую часть года передвигаюсь на снегоходе. Предпочитаю лить в мотор масло от ликви моли, пусть это и не дешево, но надежность превыше всего. Фильтра и расходники строго все в оригинале, у нас они дешевле чем в центральной части России.
0 Ответить
Снегоход на нашем Крайнем Севере всегда был рабочей машиной. Во всяком случае все мы с детского сада знали, что на снегоходах ездят геологи. Но наш Буран - копия неудачной модели Бомбардье, сами канадцы с этим экспериментом быстро завязали, компоновка с одной лыжей и двумя гусеницами себя не оправдала. Канадские машины с одной лыжей и двумя гусеницами смотрелись более стройными, поджарыми. Но когда я смотрел в детстве фильмы про Канаду, то и их там использовали для дела, не для развлечения. Вот каюрная гоньба (езда на собаках) была тогда уже в большей степени спортом. Хорошие фильмы показывали во времена моего детства...
0 Ответить
Алексей Дмитриев, все написал правильно.
Мне давно хотелось узнать, почему фирмы производители снегоходов не делают "утюгов" - с одной лыжей и двумя гусянками для езды по лесу и кустарникам? Может вам об этом что-либо известно?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Никита Дробот, потому что одной лыжей трудно прокладывать колею, а широкая задняя часть зарывается в глубокий снег и буксует. Сами канадцы опробовали такую компоновку в 60-е, но быстро от неё отказались. Мы же создали по образцу этой машины наш Буран и использовали его свыше 20 лет.
0 Ответить
Никита, меня тоже всегда удивлял этот факт. Лишь однажды в жизни, по телевизору, я видел в репортаже с каких-то лыжных трасс (кажется, в Швейцарии) импортный снегоход, сработанный по принципу "Бурана". Его показали очень мельком, возможно это был какой-нибудь специальный укатчик лыжни.
0 Ответить
Алексей Дмитриев, для прокладки горнолыжных трасс используют т.н. ратрак - лёгкий трактор с широкими гусеницами и низким центром тяжести, способный удерживаться на косогоре. Впоследствии появился род спортивных состязаний - гонки на ратраках. Сейчас на основе снегохода некоторые фирмы разработали настоящие сноумобили - машины с комфортабельными сиденьями, дверцами, крышей и автомобильными органами управления. Кстати, первая машина, разработанная Бомбардье - это был настоящий микроавтобус с гусеницами сзади и лыжами спереди. Показать его преимущества не удалось, поскольку в тот год в Канаде практически не было снега. Спасли предприятие Бомбардье от банкротства лёгкие машины, напоминающие мотоцикл, на них и решено было сделать ставку.
0 Ответить
Алексей Дмитриев, когда я в фотобанке просматривала изображения снегоходов, в основном попадались "летящие", с каких-то соревнований. Подозреваю, что на Буране ни взлететь с трамплина, ни приземлиться безопасно не получится... На Западе это либо развлечение, либо способ передвижения по безлесной снежной поверхности.
0 Ответить
Буран - это тяжёлая машина, на нём прыгать трудно. Есть специальные спортивные и даже гоночные модели с высокооборотными двухтактными моторами.
А вот рекордный снегоход с 8-цилиндровым мотором, на котором была показана скорость свыше 200 км/ч.
0 Ответить
Марианна Власова, по всяким буеракам на снегоходе ездить опасно. В той же Канаде есть официально обозначенные дороги для снегоходов. А у нас выезжать на целину тем более опасно - на реках полыньи оттого, что туда стекают всякие отходы, препятствующие замерзанию воды, под снегом свалки металлолома, поваленные линии электропередач... Но мне представители фирмы, торгующей снегоходами из Рыбинска, показывали ролик - там они сравнительно легко совершают прыжки. Хотя перепрыгнуть овраг под силу разве что каскадёру. Ещё им случалось ездить по траве, слегка присыпанной снегом - у нас тогда зимы подряд были бесснежные. Вообще пластиковую лыжу одна случайная поездка по асфальту приканчивает - некоторые растяпы иногда пересекают на снегоходе попавшееся по пути шоссе. Металлические лыжи прочнее. Но и на них ездить предпочтительнее только по снегу.
0 Ответить
1. Это реклама снегоходов "Буран"?
2. Статьи со статусом "В работе" тоже всем видны.
3. Вы думаете, на собаках сейчас не ездят? Другое дело, что купить упряжку вместо снегохода - никому не надо.
0 Ответить
Марианна Власова, почему именно Бурана? Сейчас снегоходы выпускают на нескольких российских заводах, есть машины, созданные по образцу разных моделей Ямахи и Полариса, вот например Рысь, Белуха - модели на уровне западных, качественные, недорогие. Буран - это вообще каменный век.
0 Ответить
Денис Леонтьев, автор в этой и второй статье рассказывает о Буране, как его опытный владелец.
0 Ответить
Марианна Власова, ну так для гражданина бывшего СССР при слове "снегоход" в воображении возникает Буран, это для нас практически синоним слова "снегоход". И при слове "портвейн" мы представляем не благородный напиток, который вкушают джентльмены на Западе, а бормотуху, которую хлещут алкаши.
0 Ответить
Марианна Власова,
1. Как вы догадались? Я ведь про "Буран" еще слова не сказал.
2. Вот и хорошо, что видно. Это дает возможность учесть замечания. Благодаря вашему комментарию, я исправил абзац о собаках.
3. Дождитесь, пожалуйста, конца статьи, обо всем раскажу.
0 Ответить