Денис Леонтьев Грандмастер

В чём очарование старых американских автомобилей? Закат «дорожных дредноутов»

Конструкция стандартного американского автомобиля по сути мало изменилась с 30-х годов.

Кадиллак Эльдорадо, 1955 г. Фото: Источник

Лонжеронную раму, напоминавшую лестницу, сменила рама в форме буквы X, к ее передней и задней «развилкам» крепятся поперечины для установки мотора и агрегатов ходовой части.

Передняя подвеска на винтовых пружинах, задняя — на многолистовых рессорах. Мотор — верхнеклапанный, но с нижним расположением распределительных валов, от которых к клапанам идут длинные толкатели. Это весьма неприхотливая, нетребовательная к регулировке и обслуживанию конструкция.

Существенный её плюс состоит в том, что при поломке привода газораспределительного механизма клапаны не врезаются в днища поршней, благодаря чему значительно сокращаются расходы на восстановление мотора.

Но обороты мотор такого типа набирает не слишком резво и обычно не раскручивается выше 5 с половиной тысяч. Детройт компенсировал это значительным рабочим объёмом, а высокооктановый бензин позволил повысить степень сжатия до 10:1, что обеспечило солидную отдачу. Рядные шестицилиндровые моторы после первой половины 50-х почти повсеместно были вытеснены V-образными восьмицилиндровыми.

Установленный на раму кузов, панели которого не несут нагрузки, оставляет значительный простор внутри. На передний диван свободно могут сесть трое. Рычаг управления автоматической коробкой передач ещё в 40-е годы перенесен под руль. Огромные салоны пришлись по душе молодёжи, любящей прогулки на свежем воздухе. В машинах признаются в любви, целуются и обнимаются — как минимум.

Рождение ребёнка тогда было счастьем, и население Америки стремительно прирастало во всеобщем романтическом порыве.

Edsel Ranger, 1958 г.
Edsel Ranger, 1958 г.
Фото: Huebi, ru.wikipedia.org

Следующее десятилетие началось несколько более сдержанно. Громоздкие вычурные рыдваны разонравились публике. Автомобиль решили сделать более лёгким и не таким «размашистым». Полным провалом на рынке кончилось продвижение на рынок компанией Форд навороченного Эдсела с огромной передней облицовкой, которую остряки сравнивали с сиденьем унитаза.

Крайслер Корпорейшн и Америкэн Моторс пробовали перейти на самонесущие кузова, но эта конструкция ещё не была доведена до совершенства, да и не слишком подходила к заокеанским габаритам. Такие кузова довольно быстро деформировались, их сварные швы расходились, образовывались протечки и многочисленные очаги коррозии.

Остановились на раме-коробе — профилированном штампованном основании кузова, принявшем на себя основную нагрузку. Такая рама обусловила довольно широкую колею, а так как высота кузовов заметно уменьшилась, то автомобили стали распластано-широкими. Это понравилось публике, а в рекламе даже стали подчёркивать ширину автомобилей, срезая угол кузова, будто он не влез в кадр.

Молодое поколение посмеивалось над гордостью своих папаш. Те считали свои приобретения практичными, а студенты из уважаемых семейств за сопоставимую цену приобретали малолитражки из Европы, расход топлива у которых, по сравнению с отечественной продукцией, был каплей.

Америка не улавливала этих тенденций — единственной действительно небольшой машиной местного производства был дорогущий Корвет, рынок сбыта которого ограничивался наводнённой рафинированными эстетами Южной Калифорнией. «Компактные» американские авто были на два с половиной дюйма короче «стандартных», которые, в свою очередь, настолько же уступали в габаритах «полноразмерным» — смешно!

Разительный контраст с продукцией Детройта - Субару 360, один из первых
Разительный контраст с продукцией Детройта - Субару 360, один из первых
Фото: Источник

А ведь были ещё большие Кадиллаки и Империалы, к длине которых шику ради добавляли целый фут. Корвэйр не смог противостоять немецкому Фольксвагену, поскольку при той же заднемоторной компоновке был слишком громоздок, тяжёл и неповоротлив. Лос-Анджелесские гангстеры освоили японские «букашки» Субару, на которых вышивали в толчее даунтауна, словно на скейте, будучи недосягаемыми для копов на массивных Доджах.

К тому же иномарки поражали неслыханным для Детройта качеством. На американских автозаводах, благодаря новым законам по трудоустройству молодёжи, было полно уличной шпаны, не знавшей, куда пристроиться. Ей делали поблажки, не слишком серьёзно наказывая за прогулы и прочие нарушения. Так что и качество изготовления такой сложной продукции, как автомобили, резко упало.

Проблемы американской автомобилестроительной отрасли обрисовал в своём гениальном романе «Колёса» Артур Хейли. Но ещё до него то же самое высказал деятельный юрист Ральф Нэйдер — автомобилестроение Соединённых Штатов погрязло в рутине, застой ему на руку и оно не желает ничего менять, знает только гнать товар на рынок.

Тревожные звонки начали раздаваться в конце 60-х годов — тяжёлые неповоротливые дредноуты на высокой скорости легко переворачивались, а их кузова подминали под себя пассажиров, зачастую лишь вступивших в сознательную пору жизни. Дорожные стандарты спешно пересматривались.

На хайвэях ввели жёсткий лимит скорости в 45 миль. Службы здравоохранения крупных городов подсчитали концентрацию токсичных веществ в воздухе и ахнули. Федеральные власти призвали производителей бензина отказаться от использования содержащих свинец присадок.

А уже не за горами были санкции ОПЕК. Журнальные обложки расцветали яркими заголовками «АМЕРИКА ПРИТОРМОЗИТ?». Лишь маргинальная молодёжь раскатывала на купленных со свалки рычащих Чарджерах и Камаро.

Ford Mustang
Ford Mustang
Фото: ru.wikipedia.org

Посмотрите на американский автомобиль времён заката эпохи «дорожных дредноутов» — начала 70-х годов XX столетия. Длинный капот и высоко задранный багажник. Салон, в котором рычажки и ручки расположены не поддающимся никакой логике образом — ведь места более чем достаточно. Локоть приходится класть не на кромку дверцы, а на подлокотник. И при этом сильно выступает трансмиссионный тоннель, а пассажиры заднего дивана ставят ноги на какой-то уступ, уподобляясь курам на насесте.

Массивные стойки крыши не дают им смотреть по сторонам. Водитель через внутреннее зеркало видит небольшой кусок дороги далеко позади, в боковых зеркалах маячат в основном задние крылья. Для обзора вперёд остаётся узкая щель.

Диапазон регулировок сиденья в такой огромной машине, как ни странно, не очень широк, и отодвинуться от огромного рулевого колеса с тонким ободом как следует не удаётся. К тому же дотянуться до педалей становится совсем уж затруднительно. Педаль тормоза — с маленькой выпуклой площадочкой, акселератор — напольный, как на грузовике, торчит колом. И здоровенная педаль стояночного тормоза (чтобы отключить его, требуется найти маленькую кнопочку или рычажок где-то возле сиденья).

На ходу этот мастодонт напоминает яхту — подобные ассоциации вызывают и запоздалые реакции на действия «рулевого», и огромные вылеты «носа» и «кормы». В обитом искусственным плюшем салоне тихо и мрачновато, но можно включить радио — глядишь, повезёт поймать Тэмми Вайнетт или «Нью Сикерс» с их зажигательными номерами, будто специально созданными для джукбокса в заштатном придорожном кафе.

Время этих колымаг прошло, ему нет возврата, но теперь эти монстры выглядят безобидно и даже трогательно. Это спутники детства наших пап и мам, они уже были в возрасте, когда мы исследовали пеший маршрут под обеденный стол.

Их потёртые салоны дышат настоящим домашним уютом.

И кажется, будто время повернулось вспять, и будущее не грозит никакими кризисами, когда поднимаешь огромный капот и видишь под ним удобно устроившийся небольшой мотор с «кастрюлей» воздухофильтра, когда облокачиваешься на выпуклый лакированный бок, когда разбавляешь монотонный скрип дворников потрескивающей четырехдорожечной кассетой с альбомом Machine Head вечно молодых Deep Purple…


Что еще почитать по теме?

Легко ли создавать автомобили для солидных клиентов? Паккард — воплощение мечты
Какие автомобили используются профессионалами? Часть 1
Какие автомобили предпочитали «звезды» ХХ века?

Обновлено 17.03.2017
Статья размещена на сайте 25.12.2010

Комментарии (22):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Мою первую машину в Америке я купил у поляка, с которым пересекался по работе. Это был full size sedan Oldsmobile. Этот поляк, в конце войны совсем молодым парнем вступил в американскую армию и запомнился мне двумя фразами: «Я переспал с 25 нациями». Вторая фраза была о машинах: «Не люблю европейские маломощные 6-ти целиндровые машины». Когда мой Oldsmobile через пару лет сломался, мне троюродный брат жены то ли подарил, то ли продал за смешные деньги свой старенький Кадилак. Через какое-то время я запарковал его в неположенном месте в Манхаттане и полиция утащила его. Я заплатил штраф, но машину забирать не стал, а купил опять Oldsmobile, но на этот раз full size station wagon.
    Это самая комфортабельная машина, которую я видел. 8 человек едут в ней развалясь, да и 10 человек тоже не напрягаясь сидят. Поехал со средним сыном ловить рыбу и решили остаться на этой речке до утра. Сложил заднее сидение (третий ряд) и спали как на king size кровати. Т.к. я outdoorsman, то ездил на ней буквально не разбирая дороги. Пару раз застревал в леу. Однажды в 92-ом застрял на лесной дороге в песке. Т. к. своими силами валезти нам (я был со старшим 13-ти летним сыном) не удалось, то пошли за помощью. Ярдах в 300 за нами увидели пару, тоже идущую за помощью – у них машина застряла в громадной луже. Познакомились, разговорились. Аллен, так же как и я, искал место для охоты на оленей с луком. Сейчас он один из самых близких моих друзей.
    Если бы такие машины делали 4Х4 или хотя бы AWD, то я и сейчас бы ездил на full size station wagon.
    Но, когда моя жена жена купила себе Honda Odyssey (типичная машина для семьи с тремя и больше детей) я пересел на SUV. Мои требования к машине: 4Х4 или AWD, и чтобы в неё помещались мой лук со стрелами, рюкзак, climbing treestand (или полуразобранный ladder treestand) и олень.
    Еще о full size sedan. В конце 90-х, после того как наш старший сын вдребезги разбил Honda Civic, мы с женой пошли и купили ему full size sedan. Мы исходили из того, что т. к. он всё равно будет ее бить, то по крайней мере в такой громадной машине больше шансов не покалечиться. Через неделю наш сын сказал, что все в школе смеются, что он ездит на family car. На следующий день моя жена поехала с ним и продала эту машину и купила ему что-то маленькое на его вкус. У молодежи свои заскоки – сейчас он ездит на машине с ручной коробкой передач.

    Оценка статьи: 5

    • Это мой последний station wagon. После него у меня были только SUV. А этого красавца я подарил своему приятелю из Вашингтона, который был влюблен в full size station wagons, т. к. в детстве у его родителей было что-то подобное. Правда, ему пришлось потрудиться , чтобы убрать запах рыбы из машины.

      Оценка статьи: 5

      • Владимир Радченко, а вот как убрать конюшенный запах табачища из машины?

        • Сергей Дмитриев,
          Я не знаю, почему запах табака «конюшенный». У меня был один курящий притятель (невозвращенец начала 80-ых), но он умер несколько лет назад. Во время охотничьего сезона на оленей, я просил его не курить в моей машине.
          Вроде бы можго убить любой запах с помощью озона. Я даже хотел купить ozone generator в Cabela’s, засунуть его в большой кулер и хранить там свою охотничью одежду. Но потом прочитал в разных bow hunters forums, что в небольших количествах озон не помогает, а в больших смертельно опасен. Во всяком случае, в гостиницах, кажется, отказались убивить запах с помощью озона.

          Оценка статьи: 5

          • Владимир Радченко, работая секкером в маркете Pablix, мне доводилось загружать покупки в салон курящих покупателей. Спёртый, переработанный,застойный табачный запах оч напоминал конюшенный. Это не свежий табачный аромат.
            Вы продолжаете убивать оленей? Что Вы делаете с таким тяжёлым охотничьим трофеем? Ведь это не утка или гусь. Я регулярно оттаскиваю на обочину, в кусты погибших под колёсами безрогих оленей с белым задком комплекцией с телёнка. Не знаю точного их названия. Человек должен поддерживать по возможности всё живое, будь то фауна или флора, поэтому я не разделяю охотничьих страстей.

            • Сергей Дмитриев,
              Хорошо или плохо оттаскивать с обочины в кусты сбитых машинами оленей, это очень questionable. Во-первых, в любом штате Division of Fish and Wildlife ведет учет сбитых машинами (road kill) животных, поэтому, убирая этих животных, Вы искажаете статистику. В результате rangers не знают, где самый опасный для оленей участок дороги, где поставить предупреждающий знак или даже загородку.
              Во-вторых, есть много людей, которые забирают свеже сбитых оленей, разделывают их и едят. Одни это делают, чтобы сэкономить деньги на мясе, другим жалко, что бессмысленно пропадают 30-50 фунтов хорошего мяса, третьи делают это из-за моральных соображений, считая, что человек может убить животное только для еды, поэтому даже нечаянно убить животное, и бросить его на дороге - аморально. Спросите у ranger стоит ли оттаскивать с обочины сбитых животных в кусты.
              Что я делаю с убитыми мною оленями? Как и все deer hunters убитого оленя , зарегестрировав его по телефону в Division of wildlife, поднимая на своем hoist, потрошу и отвожу butcher’у, который за $60-80 разделывает мне оленя. 7 white tail deer хватает мне до следующего сезона. Мясо мы не покупаем, время от времени устраиваем для друзей venison dinner. Кроме того мои два старших внука большие любители стейков, а еще больше блинчиков с олениной.
              Последнии годы я охочусь по програме deer population control hunting. Это часть Wildlife Management, зачатки которого начались в Америке более чем за полсотни лет до приказа Петра называть Московию Россией. Благодаря Wildlife Management в нашем штате, например, сейчас оленей в три раза больше, чем было до прихода белого человека.

              Оценка статьи: 5

              • Владимир Радченко, спасибо за терпеливое введение в охотничью тему. Я искажаю статистику? Почему я не видел ни одного постера с призывом сообщать о дорожных жертвах по тел. или мылу?
                Я наблюдал, как трупы оленей, броненосцев расклёвывают вороны и др.хищные птички. Слышал, что мясо броненосцев похоже на куриное.
                Раз Вы убиваете оленей по правилам, мне возразить нече, кроме чисто личных б-р-р. Я из тех, кому и курицу зарезать влом.

      • Владимир Радченко, а я вот такой Oldsmobile видел на выставке.

        • Денис Леонтьев,
          Этот Oldsmobile немного (но не очень) старше моего. В нашем town летом раз в месяц в downtown устраивают шоу antic cars и просто редких машин. Играет музыка, прямо на улице продается всякая жрачка – весело. Я как-то сделал фотографии выставленных машин, могу прислать, если скажете куда.

          Оценка статьи: 5

  • Комментарий удален
    • Лариса Шевкун, да-да, это классический Шевроле в своём лучшем проявлении - топ-модель Импала года 63-го. Их осталось совсем мало, но владельцы уже не используют их на каждый день, берегут для выходных с хорошей погодой.

  • Прокатился по Европе на Шевроле Каприс 1978 года выпуска. 5000 см2, 178 л.с. насчитали наши эксперты. Коробка - автомат. Нажал на педальку и полетел, именно полетел. И с ужасом смотришь на расход топлива. Стрелка "бежит" к пустому баку на глазах. Зато ход мягкий, будто сидишь на диване.

    • Сергей Марфин, аФ-ФтАр чистосердечно, искренне и обстоятельно перечислил родимые недостатки "старых американских автомобилей", "дорожных дредноутов", которые он так невыносимо обожает и неизменно восхищается. Выспренность, помпезность представленных моделей косвенно и художественно воплощают обЧественные настроения тех времён о всесилии "амриканской мечты" о своём домике, машине и т.д.

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 12 марта 2017 в 02:02 отредактирован 12 марта 2017 в 02:04

    Совсем хороший получился обзор новейшей истории автопрома в США и не только. Против ветра не плюнешь и против мирового тренда в автопроме не попрёшь. Неумолимый закон совершенства и оптимума выносит на обочину прежние закидоны, как бы помпезно они не(и) выглядели.
    По лекалам на топливо Евро-1,2,3,4,5 надо бы ввести нормы мощности движка на одно места в салоне, а также снаряженной массы на одно место, не ограничивая скорость.
    Надо также дать укорот на обновление моделей без достаточной мотивации. Все размеры-габариты вещей и в их числе автомобилей "танцуются" от размеров человека. Поэтому вполне допустимо ввести перечень типо-размеров стёкол автомобилей, пригодных для взаимозаменяемости. = Автомобиль может быть любым при условии, что стёкла его будут "в формате" стандарта =. Ожидаю бурных возражений. Изложено классно! Оценка только 5 !

    • Сергей Дмитриев, стёкла давно стали одной из самых стандартизированных деталей - ведь они входят в силовую арматуру салона и разрабатываются ещё на ранней стадии всего семейства. В США стёкла для автомобилей были одни и те же для всего корпоративного модельного ряда ещё в 50-е.
      А сейчас, когда уже трансконтинентальные корпорации объединяются, силовая арматура одна для целого десятка, а то и больше, моделей. Взять Nissan, Renault, Lada, Datsun - у них лишь внешний кузовной лист немного отличается, а в остальном они одинаковы, включая стёкла. Американцы тоже не отставали - у них часто стёкла использовались одни и те же для среднеразмерных моделей и компактных, а корпорация "Америкэн Моторс" разработала кузовные панели таким образом, что они использовались для всего модельного ряда. Стёкла, естественно, тоже. В конце 70-х Renault, купив контрольный пакет AMC, хотела стандартизировать детали модельного ряда для европейских Renault и американских AMC и Jeep, но не успела и вынуждена была перепродать свою покупку Chrysler. А Chrysler уже в свою очередь скооперировалась с Mitsubishi и на предприятии Diamond Star развернула выпуск унифицированных моделей.

      • Денис Леонтьев, ещё мне не нравятся тонированные боковые стёкла у водителя: теряется, обрывается привычная обратная связь с пешеходами и другими водителями. Когда едут с такими стёклами, делается как-то не по себе.Я бы запретил тонировать боковые стёкла у водителя.

        • Сергей Дмитриев, а тонировка уже давно практически во всех странах вне закона, с тех пор как в 90-е среди американских компаний появилась мода на практически "глухую" тонировку с завода. Где свыше 15% затемнения, где полностью. В России, правда, запрет на тонировку связан с противостоянием криминалу - у нас на тонированных машинах ездили бандиты, мало ли какой "калаш" прячут за затемнёнными стёклами.

      • Денис Леонтьев, Спасибо за терпеливое просвещение в стекольной теме. Автостекло мне представляется апофигеем технологии и самой долгоиграющей деталью машины. Поэтому жалковато, когда они "попадают под раздачу" под прессом утилизации.
        У нас была мелкая, локальная трещинка на стекле, которую абсалютно незаметно зачистили в сервисе спецраствором за 20 баксов. А вот волосовину от дворника хотелось бы убрать в домашних условиях, да не знаю рецепта.

  • эти монстры выглядят безобидно и даже трогательно

    Пожалуй, именно так и есть. )

    Оценка статьи: 5

  • ИНТЕРЕСНО и ПОЗНАВАТЕЛЬНО

    Около темы (из старого):
    • Анекдот (старый)! Автомобиль разведчика Штирлица – руль слева. Автомобиль агента 007 – руль справа. Автомобиль агента Малдера – руль где-то рядом!

    • В Америке изобрели автомобиль работающий на морской воде! Что характерно, работает он только на воде из мексиканского залива!

    Оценка статьи: 5