Он рассчитывал лишь обеспечить английских рабочих доступным практичным транспортным средством, но его творение в итоге стало не просто дешёвой малолитражкой, а лицом британского автомобилестроения, фетишем для многочисленных фанатов.
Стремясь отдать как можно больше места пассажирам, Иссигонис сократил размеры моторного отсека. Для этого он разместил силовой агрегат с общим картером для двигателя и трансмиссии поперёк кузова, а радиатор поставил сбоку. Подвеску он тоже сделал предельно компактной, использовав резиновые блоки амортизаторов. Колёса расставил практически по углам кузова. Дополнительным эффектом такой компоновки стала отменная устойчивость маленькой машинки, благодаря которой на ней можно «вышивать» в транспортном потоке, будто на скейтборде.
Салон отличается предельным аскетизмом. Вместо приборной доски между водителем и передним пассажиром находится один спидометр, в который вмонтировано несколько датчиков. Сиденья с тонкими спинками напоминают садовые стулья. Пол салона был абсолютно ровным, без единого выступа. Такой минимализм оставляет пассажирам максимум простора. В маленькой машинке могут ездить весьма крупные граждане.
Внешне машинка выглядит типично по-английски. Большие круглые фары, хромированная «улыбка» радиаторной решётки — это создаёт впечатление добродушной мордочки мультипликационного зверька. Две двери достаточно широки для того, чтобы попасть в салон без всяких затруднений. При взгляде сбоку можно подумать, что это хэтчбек — подобное впечатление создаёт «двухобъёмность» кузова, но на самом деле кузов является седаном с небольшой крышкой отдельного багажника, не такого уж и вместительного.
При испытаниях первых прототипов Иссигонис лично столкнулся с проблемой — попав в глубокую лужу, машина с главным конструктором за рулём не смогла двигаться дальше. Иссигонис рьяно взялся за доводку конструкции, в результате крохотная машинка смогла забираться в любые дебри и участвовать в сложных ралли-кроссах. На её базе изготавливали даже настоящие внедорожники.
Машинка, получившая имя Mini, вызвала целый фурор на Лондонском автосалоне 1959 года. Она пришлась по вкусу не только пролетариям — её облюбовали кинозвёзды, богема, «золотая молодёжь», аристократия, даже члены королевских фамилий. Одну из первых машин получил в подарок Энцо Феррари. Он по достоинству оценил ходовые качества английской малютки.
Уже в 1964 году владелец формульной команды Джон Купер создал на базе Mini первую спортивную модификацию, которую назвал в свою честь. Дважды экипажи на Mini Cooper выигрывали знаменитое ралли Монте-Карло, правда, оба раза были дисквалифицированы из-за небольших несоответствий техническому регламенту, но публика признала первенство именно за ними.
Mini выпускался под всеми марками концерна Бритиш Моторс (впоследствии Бритиш Лейланд Мотор Корпорейшн). Фирма Morris предлагала его как Mini Minor (младшего брата своей семейной модели Minor), как Austin он шёл под давно зарекомендовавшим себя брендом Seven. Отделения Riley и Wolseley выпускали люксовую разновидность Mini — небольшой трёхобъёмный седанчик с вычурной фронтальной облицовкой.
Компоновку Mini переняли и другие модели концерна, более крупные, комфортабельные и престижные. Но она имела свои недостатки и не очень подходила для массового производства, создавая сложности в изготовлении и последующем обслуживании автомобилей. Поэтому развития данное конструктивное направление не получило. Выпуск Mini, тем не менее, продолжался с успехом. Появлялись новые модификации — в 1968 году новая модель Clubman получила переднюю часть современного по тогдашним меркам дизайна, покупателям предложили и новые моторы, на базе Mini наконец сделали хэтчбек.
Но всё же наибольшим спросом пользовался именно классический вариант Mini. Именно на нём передвигалась основная масса клерков в Лондоне и других крупных городах мира. Молодёжь ездила на Mini к морю и на танцы. Определённую долю культовости в имидж Mini внёс Джон Леннон — он предпочитал именно эту скромную машинку. Сначала Леннон ездил на стандартной модели, затем на заказ для него изготовили Mini, по уровню комплектации не уступавший Роллс-Ройсу.
Маленький автомобиль прославился и своим участием в многочисленных кинофильмах. Чего стоит только «Итальянская работа», где команда гангстеров поражает зрителей своими трюками на английских малолитражках. И конечно, трудно представить знаменитого Мистера Бина без его зелёной четырёхколёсной букашки, на которой он отчаянно лихачит, сохраняя невозмутимое выражение на своей нахмуренной физиономии.
Шло время. Но Mini в своём классическом исполнении продолжал пользоваться значительным спросом. Он продавался и в США, даже когда там ужесточились нормы по пассивной безопасности легковых авто. Даже во Франции и Германии он теснил Жуки и Дё-Шво. Mini полюбили японцы, и несмотря на то, что местные фирмы вскоре выпустили собственные модели по его образцу, местные эстеты нередко останавливали выбор на чистокровном англичанине. Обновлённые модификации Mini сходили со сцены, а сам Mini оставался актуальным. Даже подготовленная ему на смену модель Metro, выпускавшаяся с 1984 года, отыграла своё, а Mini продолжал пользоваться любовью публики.
Всё же руководство компании сочло ветерана устаревшим, слишком тесным и маломощным. К 1990 году было решено свернуть его производство. Но как раз в это время начался ретро-бум. И Mini возродили для покупателей. Снова предложили «горячую» версию под известным брендом Cooper (оригинальные «Куперы» исчезли ещё в 69-м). Также в ассортименте появились простенькая городская модель Sprite и щегольская Mayfair. Парижский дилер предлагал для Mini защитные дуги (средство от «парковки по-французски», когда наличие места для стоянки определяют по звуку удара об автомобиль спереди), также французы в своих мастерских переделывали машинку в кабриолет. Кабриолеты на базе Mini предлагали и немецкие тюнинговые фирмы Pop и L&H.
Mini вообще является весьма распространённым объектом деятельности многочисленных тюнингеров и хот-роддеров. Некоторые его модернизации выпускались даже небольшой серией, как, например, турбоверсия от ERA, разгонявшаяся до 186 км/ч. На базе Mini строили низкие гоночные родстеры, крохотную машинку оснащали агрессивным аэродинамическим обвесом, кузов расширяли и удлиняли, благодаря чему в нём умещались даже роверовские V-образные 8-цилиндровые моторы. Но всё же публика наиболее предпочитает обычные Mini без выпендрёжа. Максимум, чего хотел бы среднестатистический Mini-владелец — люк в крыше, закрываемый матерчатым фартуком.
Mini по сей день является любимцем приверженцев английского стиля. Его выпуск был окончательно прекращён в 2001 году, но подержанную машину несложно найти и сейчас по вполне доступной цене.
Машинка уже давно стала легендой. Именно поэтому бренд Mini всегда считался ценным и его не прекращали развивать. Уже в 90-е годы, когда марки бывшего английского концерна перешли в собственность баварцев из BMW, были представлены концепты Mini Spiritual и Spiritual Too. На основе их идей фирма BMW выпустила собственный Mini, предлагающийся широкой публике и сейчас. Но это уже совсем другая история.
Денис Леонтьев, классно! Вдруг и случайно открыла Вашу статью - и, не отрываясь, читала. Парковка по-французски - прекрасная подробность и мелкая деталька, без которой текст потерял бы свою прелесть. Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вот ещё картина шикарная.
0 Ответить
Честно, до последней строчки статьи гадал - а каким же боком там BMW. Понравилось.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Безусловно, 5.
зы
статьи можно выпускать серией, типа
"с любовью об автомобилях".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей В. Воробьев, присоединяюсь... "С любовью об автомобилях" была бы моя любимая рубрика.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Денис Леоньтьев, интересная статья и фото классные! Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Честно говоря, к машине у меня двоякое отношение. Раньше терпеть не могла, сейчас нравится, особенно ERA. Вот только версия от БМВ всё равно мне кажется ужасной.
Кстати! ERA засветилась в You're Under Arrest ^^ Миюки так и сказала: "Но внутри - настоящий монстр".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Линда Кайе, современный Мини выпускается под эгидой БМВ, но к его разработке специально привлекли команду английских инженеров. И ещё до премьеры серийной модели был создан целый ряд концептов, вот один из них.
0 Ответить
Линда Кайе, собственно, интерес к Мини у меня когда-то пробудился благодаря модельке от Corgi Toys. Недавно встретил такую на барахолке - уж на что раритет, а обошлась всего в 100 рублей.
0 Ответить
Линда Кайе, в Лондоне Мини больше, чем у нас Запорожцев. В Кенсингтоне, где мы жили, они вообще на каждом шагу.
1 Ответить
Денис Леонтьев, "у нас" - понятие растяжимое. На Дальнем востоке Запорожец - такая же экзотика как Мини ^^
Британский зелёный смотрится хорошо ^^
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Линда Кайе, а вот в сервисе на соседней улице.
0 Ответить
Линда Кайе, сейчас в Москве и Питере можно встретить классический Mini, но при особом везении. Даже на выставках не каждый раз попадаются. Но вот в воскресенье встретил сразу три штуки.
0 Ответить
Кстати, в Москве ещё при советской власти можно было увидеть Мини.
0 Ответить
Денис Леонтьев, а что у него за "полоса" такая на переднем крыле?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Линда Кайе, это стыковочный фланец панелей - характерная для Мини деталь. Многие хот-роддеры маскируют его.
0 Ответить
А это Мини из моей коллекции. Эта моделька и подтолкнула меня написать статью.
0 Ответить
Линда Кайе, а вот Мини с Юнион Джеком.
0 Ответить
Денис Леонтьев, кстати, нигде больше флаг на крыше не смотрится так органично как на Мини ОО
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Линда Кайе, а вот, кстати, тот самый Мини, выигравший ралли Монте-Карло.
0 Ответить
Линда Кайе, Запорожец по-моему куда экзотичнее английской Мини уже. За последние лет пять он встречался мне лишь раз, но зато какой! Круто оттюнингованный и покрашенный дорогой перламутровой краской! Жаль у меня тогда фотоаппарата под рукой не было.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена Реальная, я в Питере видел Мини цвета розовый металлик. Именно классический. Жаль, заснять не успел.
0 Ответить
Елена Реальная, честно говоря, не помню, как часто мне он встречался, но больше всего запомнился этот ^^
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Линда Кайе, весёленький! И сиденья под леопарда! Наверное, владелец - девушка.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена Реальная, судя по всему, это машина использующаяся для рекламы. Пол владельца не имеет значения - это какое-нибудь ООО Вектор. Хотя, БП.
С другой стороны, в GTA3 суровые ярди катались на машинах, правда, не розовых, а бордовых, но сиденья были такими же.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Линда Кайе, а вот, кстати, удалось найти фото уникального Мини, изготовленного по заказу Джона Леннона. Работа знаменитого ателье Wood&Pickett, отчасти Harold Radford поучаствовал.
0 Ответить
Интересная статья, подборка фотографий весьма оригинальна. Действительно, самое крутое маленькое авто. Я и не знала, что бээмвэшное мини произошло от английской модели.
Оценка статьи: 5
0 Ответить