В этой статье я не замахиваюсь на историческое исследование проблемы, отмечу только два интересных момента, связанных с феноменом транспортных пробок и упоминаемых в художественной литературе, которые мне встречались.
В 19-м и начале 20-го века транспорт был, конечно, не автомобильным, а гужевым, и не таким многочисленным на дорогах, как теперь. И казалось бы, наши предки не знали такой проблемы, как транспортный коллапс. Однако это не так.
В одном из своих известных стихотворений «Хорошее отношение к лошадям» (1918 год) Владимир Маяковский ярко и образно, с помощью звукописи, описывает активное движение гужевого транспорта и пешеходов на Кузнецком мосту в Москве начала 20 века и случившееся на нём происшествие — упала лошадь, над которой потешается группа зевак (см. «Смеялся Кузнецкий»). Что же происходит со всеми другими присутствующими в это время на мосту?
Смею предположить — они вынуждены стоять и ждать в пробке, пока лошадь поднимется и снова пойдёт, а зеваки разойдутся. Автор об этом не пишет, потому что его цель — привлечь внимание читателей к переживаниям лошади и к своим чувствам. Однако ситуация, когда лошадь упала на скользком ледяном мосту, по-видимому, в те времена не была исключительной (так же как сегодня не является исключительной ситуация, когда на зимней дороге буксуют и застревают автомобили). И последствием такой ситуации неизбежно становится пробка.
Так что не мы, люди 20−21 веков, стали первыми, кто столкнулся с этой проблемой.
Ещё раньше, чем москвичи начала 20 века, с пробками встречаются персонажи английских романов (19 век). А самым известным литературным героем Англии, который вынужден был проводить своё драгоценное время в пробках, является знаменитый сыщик Шерлок Холмс (конец 19 века), спешащий на место очередного преступления. И даже он, вездесущий и везде поспевающий, становится жертвой туманного Лондона и лондонских пробок. Вот как описывает транспортную пробку из гужевого транспорта в Лондоне 19 века, в которой застрял Шерлок Холмс, его неизменный биограф доктор Ватсон (а вместе с ним и автор одного из новых романов об этом сыщике):
«Несмотря на пронизывающий холод, весь город куда-то ехал. Всё было охвачено странным движением. Куда спешили эти люди? Наконец мы приехали к Лондонскому мосту. Кучер не преувеличивал. Четыре ряда повозок разного сорта, омнибусы, кэбы, двухместные кареты, фиакры, повозки для перевоза бочек, телеги, двухколёсные тележки, двуколки толкались в невероятной давке. Тротуары были забиты укутанными людьми, с трудом передвигающимися по обледенелым доскам… Нам потребовалось ещё добрых полчаса, чтобы добраться до Британского музея».
Неправда ли, очень знакомая картина?
Правительства разных стран уже на протяжении столетий безуспешно пытаются решить проблему транспортных пробок — и расширением старых дорог, и строительством новых, журналисты предрекают нам транспортный коллапс, а специализированные службы, призванные убирать с дорог снег и наледь, часто бездействуют или не справляются с работой (и не только у нас в России). Как видим, и Лондон конца 19 века замирал в пробках, образовавшихся из-за гололёда.
А наши прабабушки и прадедушки сто лет назад опаздывали по срочным делам и нервничали в пробках точно так же, как и мы, современники скоростных автомобилей и информационных технологий.
Единственный выход из пробок - рассредоточиться. Надо прочесать весь этот поток машин вопросом, куда, зачем и как часто едут водители по этому маршруту? "И медленно сделать выводы", пойти навстречу, принять меры.
Уже сейчас удалённые работники не усугубляют пробки, этот тренд надо раскручивать, ввести комплексное проектирование предприятий с учётом логистики буд. персонала. Как-то так ...
Оценка статьи: 5
0 Ответить