Помните знаменитое, Розы Ченборисовой— «Счастлив, кому знакомо, щемящее чувство дороги»? И это ведь не просто так сказано. Есть такая категория людей. Которым становится как-то щемяще-тоскливо, если они долго не выходили на трассу.
Есть, есть, по себе знаю. Кто-то в суете городов тоскует по горам, кто-то — по морю и непередаваемому запаху судового соляра, смешанному с солью и влагой вдыхаемого воздуха. Ну, а кто-то тоскует по трассе. И чтобы избавиться от этой грусти-тоски, штопает свою душу по знаменитому рецепту уже Юрия Визбора — «длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог».
Не скажу, что я сам отношусь к этой безнадежно-неизлечимой категории, но… Но что-то от неё, скорее всего, есть и у меня. Вот и нынче — Президент отговорил свои поздравления, отбили куранты, сдвинули мы все в едином порыве свои бокалы с первым шипучим напитком уже наступившего года… А уже утром следующего дня я вышел на трассу.
Так что по свежим, можно сказать, наисвежайшим, впечатлениям хочу рассказать о том, «какие они», эти зимние дороги. В первую очередь — завораживающие. Вот, посмотрите, какая красота была утром 3 января в ближайших окрестностях одной из «лукойловских» заправок на трассе А108 за Серпуховым. Старое Симферопольское шоссе, обхожу Москву по третьему транспортному кольцу. Где-то -5, ночью снежок выпал. Ветра нет. Красиво. Типа как знаменитое, есенинское: «Еду. Тихо. Дремлет лес под сказку сна».
Вот только… Тихо ездить не получается как-то нынче. Скорости уже — другие, совсем не те, что были век и чуть боле тому назад. И потому красота зимней дороги — вещь довольно обманчивая. Если по обочинам и их окрестностям судить, впечатление одно. А на самой трассе… Несколько иное. Красоты, как правило, ни-ка-кой! Реагент всё разъедает, грязная снежная каша летит тебе в морду, дворники работают, омыватель расходуется в неимоверных количествах. Ну, зима есть зима. Со всеми ей присущими природными явлениями: снег, гололед, метель.
А потому… На зимней трассе обычно не до тех красот, что проносятся мимо тебя и вместе с уже пройденным участком остаются где-то там… За спиной и водителя, и его пассажиров.
Вот тот же самый день, часов на пять позже. Уже федеральная трасса М4 «Дон», где-то за Ефремовым, на стыке между Тульской и Липецкой областями. Только что всё было тихо, спокойно. И даже солнышко временами из-за туч выглядывало. Как вдруг… Ни с того, ни с сего — задуло, повалило, замело… И самое обидное — на платном участке. Где разрешенная скорость— до 110 км/час. А так, получается, без штрафа (поскольку превышение скорости до 20 км/час им не карается) можно ехать до 130-ти.
Но мы шли от 90 до 100. Не больше. И хорошо, что передо мною было машины три, которые «резали» снежную целину, за считанные минуты образовавшуюся на только что вылизанной грейдерами, сутра почищенной трассе. Мне, самому последнему, было полегче, главное, из колеи не выскочить и не зацепить свежий снег, чтобы тебя не закрутило по дорожному полотну и не выбросило с трассы или на отбойник. Вот так и шли мы километров пятьдесят-шестьдесят, дружной, спаянной совместным чувством опасности мини-колонной, пока не выскочили из полосы метели.
И за это время не было нас обогнавших. За спиной у меня никто не маячил. Хотя, конечно, М4 — федералка довольно загруженная. На мой взгляд, одна из самых загруженных в европейской части. Но вот так. Когда метель, туман, мороз — оно лучше не гневить Господа и переждать. Если, конечно, есть такая возможность.
Ну, а нет… На нет, как говорится, и суда нет. Остается только надежда на собственный опыт и уверенность в том, что твой пепелац и в этот раз не подведет.
Уже на обратном пути, за Лодейным Полем, когда стемнело, температура за бортом стала подниматься ближе к плюсу и посыпало с неба… Непонятно что. Снежная крупа с какой-то водяной пылью в одной взвеси. Дворники включены постоянно, когда заходишь «под фуру», вообще нич-чего, кроме её габаритов, не видно. Приятного мало. И идти за ней не фонтан, но и обгонять вслепую — опасно. Тем более, чтобы для обгона выйти на встречку, надо на скорости перерезать два плотных снежных валика, набитых колеями, и чтобы вернуться на свою полосу— столько же…
Но вот по отсутствию встречных световых бликов понимаешь, что метров триста запаса у тебя есть. Кряхтишь, вылазишь на встречку, чистишь дворниками морду, даешь дальний… Ша, в пределах видимости— никого. И рвешь когти с пониженной. Обошел две фуры — хорошо. Может, и третью? Впереди-то — темно… А значит, и быть никого не должно бы…
И вот так обходишь фуру за фурой без каких остановок, одну сотню километров, другую. Жалко просто. И времени, и своих сил. Ты их обходил, обходил, а пока будешь стоять, переводить дыхание, курить, они снова тебя обойдут. И тогда… Хочешь не хочешь, а начинаешь всю песенку про белого бычка и его мочало… Совершенно верно — с самого начала.
Так что если определить качественную характеристику зимних дорог одним словом, то… Как на мой взгляд, непростые они. Очень даже непростые.
И потому… Женщины… Дорогие наши, обожаемые и любимые. Вот вернулся «ваш» с дороги, оставив за спиной не одну сотню километров, и, несмотря на осуждающие взгляды и красноречивое молчание, прямым ходом — на диван. Не торопитесь его оттуда сгонять. День-другой подождут накопившиеся домашние дела.
«Непростое» не так-то просто преодолеть. Чтобы сделать это, немало сил приходится потратить. И физических, и эмоциональных. Так пусть «ваш» вместе с котами поваляется на диванчике. Передохнёт денёк. Он потом всё сделает. И за понимание ваше поцелует вас. И не только в щечку…
Что еще почитать по теме?
Какие они, украинские дороги?
Почему происходят аварии? Категории дорог
Какую зимнюю резину выбрать для автомобиля?
Получил хорошее представление о зимних дорогах в наши дни. Как примеришь на себя, то удивляшься выносливости дальнобойщиков. Даже четыре часа за рулём удовольствие рулить плавно начинает надоедать однообразием. Я бы для дальнобойщиков установил 6-тичасовой рабочий день, как шахтёрам.
... В Алабаме круглый год бесснежный, но плакаты предупреждают, что на мосту в холода может быть скользко. Редко бывает карикатурный снег и гололёд, исчезающий к полудню.
Оценка статьи - 5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Карикатурное, это, как правило, если смотришь с обочины. На самой трассе то, что с обочины кажется карикатурным, становится опасным. Зачастую, смертельно опасным.
Лет 10 тому, между Майскими и Днем Победы шел с Петрозаводска на Олонец. Совещалово там у меня должно было быть. И как назло, в самом начале рабочего дня. Поэтому из Петрозаводска пришлось выйти с самого ранья, часов в шесть утра.
Так вот, до Олонца встретил 5-6 машин, вылетевших с трассы. Получается, через каждые 25-30 км - машина в кювете.
Снега на самой дороге уже недели две, как нет. Народ и переобулся. Заменил зимнюю резину на летнюю. И всё нормально. Вот только в лесу снег остался. И днем он там тает. Кое-где эти несерьезные ручейки тающего в лесу снега "перебегают" по дорожному полотну. Днем - ничего серьезного, прошелестел летней резиной по этому ручейку и даже не заметил. Но вот ночью... Ночью, пусть и небольшой, но минус. И ручеёк этот замерз. И на трассе образовался небольшой скользкий участок. Не вся трасса скользкая. А на несколько километров - несколько метров. Два-три. От силы пять. Но когда ты привык к одному "поведению" дорожного полотна, эти несколько метров, особенно, если они на спуске, на повороте, могут стать решающими. Тем более, когда у тебя и резина уже летняя. Ты рулем влево, а машина как шла прямо, так и идет. Ты по тормозам, а машину тут же начинает "крутить" по дороге. И глазом моргнуть не успел, уже в кювете...
Утром солнышко выйдет и снова побегут нестрашные ручейки. Но побегут не сразу. Чтобы солнце сделало свою работу, тоже какое-то время нужно. Часов в 8-9 утра на трассе уже ничего страшного и опасного, скорее всего, не будет. Но до этого, по замерзшему ночью побежит вода тающего утром. И вот эти полтора-два часа после рассвета - самые опасные. А с обочины, казалось бы, чего страшного: ну, бежит ручеёк и бежит, поблескивая ледком под бегущей над ним водичкой...
0 Ответить
Константин Кучер, есть такое понятие - предпосылка к происшествию, что в авиации, что на автотранспорте. Вот эти предпосылки заслуживают самого тщетельного "разбора полётов", чтоб "медленно делать выводы" и по возможности не допускать в будущем.
При Вашей накрутке км наверняка наберётся материалУ для обзора своих предпосылок.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Может быть, Сергей. Но всё дело в том, что я - практик. Еду себе и еду. С учетом своего личного опыта и конкретики дорожной обстановки. А обобщают чей-то опыт и делают выводы уже другие люди - аналитики.
0 Ответить
Константин Кучер, меня заедают регулярные сообщения об опрометчивом выезде на встречку с летальным исходом.Вот и Вы описали такой эпизод.
В США если две полосы тудЫ-сюдЫ, то обгон вобще запрещён двойной жёлтой линией.
В дОступе моих наблюдений чаще всего по две полосы в обоих направлениях разделяются широким газоном, перелеском или бетонным бордюром высотой ок. метра.
Ваш практический опыт для водятлов ценней обобщений аналитиков.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Сергей.
0 Ответить
По поводу дорог, Лариса, на мой взгляд, не всё так плохо, как кажется.
У меня здесь как-то прошла статья "Какие они, украинские дороги?", так вот, по сравнению с Украиной, наши дороги не то что в разы, на порядок лучше. Да и там, где ещё совсем недавно был один сплошной ужас типа - "прощай подвеска!", уже появляется что-то не то что более-менее, а просто приличное. Так, навскидку, могу назвать объезды вокруг Тихвина или Великого Новгорода. Если раньше я довольно часто после Москвы уходил на М2 "Крым" только потому, что при своем относительно худшем качестве она была ЗНАЧИТЕЛЬНО менее загруженная, чем М4 "Дон", и увидеть там транзитные номера было большой редкостью, то сейчас ростовская трасса, на мой взгляд, одна из лучших в России. Шестирядная, двухполосная. Между полосами движения - полоса безопасности с отбойниками по краю левого ряда на каждой из полос. Сейчас трасса идет мимо Богородицка и Ельца с его печально знаменитой многочасовой пробкой к мосту через реку Сосну, о которой я тоже как-то писал. Соответственно это, наряду с собственно дорожными условиями, сказывается не только на степени безопасности, но на повышении крейсерской скорости движения.
0 Ответить