Традиции левостороннего и правостороннего движения зародились задолго до изобретения автомобиля.
По одной из версий, правостороннее движение возникло в Европе во времена средневековья, когда по узким дорогам между населенными пунктами ездили не автомобили, а всадники на лошадях. Все они были вооружены. В левой руке всадники держали щит, чтобы защититься в случае внезапного нападения, поэтому и держались они правой стороны. Существует еще одна версия появления правостороннего движения: когда конные повозки разъезжались, легче было направлять экипаж на обочину вправо, натягивая вожжи правой рукой, которая у большинства людей более развита. Годы прошли, средства передвижения изменились, а традиция осталась…
Считается, что левостороннее движение возникло в Англии. Это островное государство было связано с внешним миром только морскими путями, активно развивалось судоходство. Для упорядочения движения судов морское ведомство издало указ, по которому корабли обязаны были держаться левой стороны. Позже это правило распространилось и на автомобильные дороги, а также перешло на все страны, находящиеся под влиянием Британии. Некоторые придерживаются его до сих пор. Еще одна версия связывает традицию левостороннего движения с тем, что, когда по улицам двигались конные повозки, кучер держал кнут в правой руке и, погоняя лошадей, мог задеть пешеходов. Поэтому экипажи должны были ехать по левой стороне.
Что касается нашей страны, в 1752 году русская императрица Елизавета Петровна издала указ о введении на улицах российских городов правостороннего движения для карет и извозчиков.
В разное время во многих странах было принято левостороннее движение, но они перешли на новые правила. Например, из-за соседства со странами, бывшими французскими колониями, имеющими правостороннее движение, правила сменили бывшие британские колонии в Африке. КНДР и Южная Корея поменяли левостороннее движение на правостороннее в 1946 году, после окончания японской оккупации.
Одной из последних стран, перешедших с левостороннего движения на правостороннее, была Швеция. Это произошло в 1967 году. Подготовка к реформе началась еще в 1963 году, когда шведский парламент образовал Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение, которая должна была разработать и провести в жизнь комплекс мер для обеспечения такого перехода. 3 сентября 1967 года в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться, сменить сторону дороги и продолжить движение в 5:00. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.
Туристам, которые приезжают в страну с непривычным для них движением, рекомендуют в целях безопасности не водить автомобиль самостоятельно, а прибегать к услугам водителя.
Автор забыл упомянуть еще одну небольшую страну с левосторонним движением - Индию. Это только кажется, что все правильные страны имеют правостороннее двежение, а остальные - изгои. Около 34% населения Земли ездит по левой стороне дороги. Примерно 28% всех дорог планеты - левосторонние.
Оценка статьи: 2
0 Ответить
интересная история! как для водителя так и туриста или любознательного человека как я!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересно,а другие страны собираются переходить на левостороннее движение?
0 Ответить
а смысл?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
На Багамах тоже осталось после англичан левосторонее движение. Они ушли, а гадость оставили. Мы взяли в Ритц машину напрокат, я выехала и вернулась - не смогла. Учитывая, что там правил как таковых видимо нет, во всяком случае разметок и светофоров нет точно, только в прибрежной зоне, где стоят американские отели, но туда простому багамцу и входа нет - только чартерные автобусы с постояльцами для аэропорта и порта. И это в Насау, в столице на Грэнд Бахамас. А что говорить об остальной части и других островах.
Очень трудно налево выворачиваться. Лучше брать такси, это верно.
Хорошая статья. Спасибо.
0 Ответить
Мы взяли в Ритц машину напрокат, я выехала и вернулась - не смогла.
Не знаю, у меня особых проблем не было. Только концентрироваться всегда приходится. Наверно, зависит от того, у кого как мозг устроены...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
В Англии все не так, как у людей
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень интересно, спасибо.
А может вы знаете, почему у нас в метро левостороннее движение?
0 Ответить
в минске (беларусь) в метро правостороннее движение
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Надежда, а почему левостороннее?по-моему оно правосторонее...и для пассажиров, и для поездов
0 Ответить
познавательно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ещё один случай, когда у старнного обычая разумная причина. Особенно понравилось решение о б изменении обычая в заданный час. Хороший прецедент.
0 Ответить
Спасибо большое за положительные отзывы!
0 Ответить
Всегда хотела узнать ответ на этот вопрос. Ваша статья полностью удовлетворила мой интерес. Спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересные версии
0 Ответить
Очень любопытно. Не знал таких подробностей. 5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Так интересно! Коротко и ясно. 5.
0 Ответить
Спасибо, Ирина
0 Ответить
Это хорошо принять указ, что в такое-то время все останавливаются и меняют соторону движения.
А если у всех автобусов, троллейбусов и тарамваев двери только с одной стороны?
0 Ответить
Все было предусмотрено! В процессе подготовки к смене стороны движения выпустили автобусы, которые имели двери с двух сторон!
0 Ответить
А трамваи и троллейбусы он как перетаскивали на другие рельсы-провода? Ведь и направление тока небось менять надо было.
И знаки перевесить, и разметку на дорогах перерисовать. И все это за 10 минут? Звери!
0 Ответить
просто и понятно
0 Ответить
ОК, достаточно полно и весьма кратко.
0 Ответить