Напрашивается аналогия с причинами смеха у А. Райкина:
«Эйфория бывает от алкоголя, от снотворного, от опия и от… щекотки».
Версия такая…
Первое место в видах эйфории занимает получение прав на вождение. Это долгоиграющая причина: она долго будет проявляться и накладываться на прочие, усугублять их.
Второе место по впечатлению занимает покупка первого (очередного) автомобиля. Это ж такая радость — с правами вести свой собственный долгожданный автомобиль!
Следующие причины эйфории не такие яркие и очевидные. Например, приятная поездка на дальнюю дачу, успешное решение тамошних проблем и счастливое возвращение. Иногда полностью заполненный салон вызывает общее возбуждённое состояние, которое передаётся и водителю.
Надо заметить, что люди разные, разного поведенческого типа и по-разному воспринимают дорожную ситуацию. Особенно надо помнить об эйфории ВИПам от искусства — «жрецам искусства» с тонкой чувствительностью. Это коварное состояние сродни, если не сильнее, лёгкому (пивному) опьянению.
Поездка на рисковое дело и счастливое возвращение могут дать волю эйфории.
Сюда же можно отнести и нахождение в салоне ВИПа.
Само слово эйфория не произносится на курсах вождения, его не бывает и в отчётах о ДТП, при «разборах полётов». А примеров проявления эйфории как причины ДТП — предостаточно; не выделяется и сознательное нарушение ПДД, не сообщается руководству курсов о шалостях выпускников.
- Для страховки от эйфории полезно за рулём чувствовать себя «немножко курсантом» на сдаче практического вождения.
- Умерить прыть к нарушению ПДД может и СС (система стукачества), особенно при наличии видео-регистраторов.
Короче, водитель должен быть всегда «в струне», как говаривала несравненная Л. Гурченко.
Эйфория — антипод сонливости за рулём, но их роднят последствия. Эйфорию усугубляют многочисленные отвлекающие факторы. Особенно таким — в плюс и минус — может быть пассажир справа от водителя. Статистика может откопать случаи, когда именно пассажир справа стал причиной ДТП. Поэтому я не раз предлагал схему автомобиля на пятерых с водителем посередине и два ряда сзади по два пассажира.
Интересно также, что фирма «Мерседес» уже лет пять назад декларировала разработку автомобиля на троих с водителем посередине. Но проект не удостоился реализации.
Сюда же относится и моя хрустальная мечта — автомобиль на двоих по схеме тандем со смещённым вправо местом пассажира. Правда, в таком автомобиле автолюбитель может почувствовать себя пилотом Ф-1, но отсутствие отвлекающего фактора справа может сбалансировать опасность поползновений водителя в пилота Ф-1.
Вообще-то концепт с местом водителя посередине был у Mercedes почти 30 лет назад. Но меня он тогда впечатлил прежде всего максимальной скоростью свыше 200 км/ч - тогда серийные минивэны так не ездили.
Помню, в Пушкино на детской площадке стоял деревянный автомобиль с огромной "баранкой" и скамеечкой, на которой помещалось трое. И обычно каждый старался занять место посередине, как главный и "настоящий" шофёр.
0 Ответить
Денис Леонтьев, спасибо. Я всё-таки придерживаюсь "концепции", что максималка скорости должна быть для каждого водятла "в функции" его конституции - поведенческого типа, которой он должен придерживаться в рамке допущенной на трассе скорости.
0 Ответить