Игорь Вадимов Грандмастер

История частных легковушек в СССР. Как это начиналось?

Век XX — век автомобиля. Развитие автомобильной промышленности, рост потребления были одними из самых важных двигателей прогресса и в прошлом веке, и в веке нынешнем. А как шло развитие частного легкового автопарка в СССР и позднее?

ГАЗ М-1, «Эмка» Фото: ru.wikipedia.org

В довоенные времена частников на дорогах СССР не было. Тут ездили государственные грузовые и легковые авто. Мой дедушка служил в артели инвалидов, и в нашем фотоархиве есть его фото с сыном возле артельной казенной «Эмки». Как я понял, автомобиль возил руководство, бухгалтеров и пр. — по надобностям артели. У артельного грузовика дед не фотографировался.

В послевоенное время было решено слегка ослабить вожжи. Из Германии был «одолжен» проект Опель-Кадет К-38, который у нас превратился в Москвич-401. Эх, что бы стоило нашему тогдашнему руководству вместо Опель-Кадета взять у немцев Фольксваген-Жук! Вот уж удачная оказалась модель! Производить ее перестали только в 70-е, а лет 20 назад снова начали выпускать — обновленный «Жук».

Москвич-401 и Opel Olympia
Москвич-401 и Opel Olympia
Фото: ru.wikipedia.org

Автозавод в Горьком еще перед войной начал проектировать легковой автомобиль, внешне очень похожий на немецкий предвоенный Опель-Капитан. Во время войны завод занимался, помимо всего, еще сборкой и ремонтом автомобилей, в том числе и трофейных, и из Ленд-Лиза. Полученная при таком ремонте информация послужила некоторым изменениям в конструкции будущей «Победы», от Опель-Капитана она взяла и некоторые элементы днища и часть передней подвески.

Кстати, название «Победа», согласно байкам автомобилистов, предложил сам Сталин. Представители ГАЗ предлагали назвать автомобиль «Родина», но когда т. Сталин нахмурил брови и спросил: «А почем решили „Родину“ продавать?» — от названия решили отказаться, ибо любой ответ на такой вопрос означал срок по статье 58 УК. Так и появилось название «Победа».

ГАЗ М-20
ГАЗ-М-20 «Победа»
Фото: ru.wikipedia.org

Автомобиль ГАЗ-20 «Победа», над разработкой которого конструктора ГАЗа трудились не только перед войной, но даже во время войны, был вчерне одобрен на совещании Наркомата средней промышленности еще 3 февраля 1943 года. Массовое его производство началось 28 июня 1946 года и продолжалось до конца 50-х, когда на смену «Победе» пришла «Волга» ГАЗ-21. Вначале большая часть «Побед» шла на таксомоторы, но уже в 1947 году небольшое количество этих автомобилей обрели себе владельцев-частников.

Цена на автомобили была установлена постановлением Совета министров № 1437 от 7 мая 1947 года. Цена «Победы» была назначена в 16.000 рублей, а цена Москвича-401 — в 10.000 рублей (Москвич вскоре подешевел до 9.000). По современным ценам — просто копейки, но тогда казалось, что это дорого. Для тех, кто меряет цены по 60−70 годам: «Москвич» стоил 900 рублей, а «Победа» — 1.600 рублей.

ГАЗ-21
ГАЗ-21 «Волга»
Фото: ru.wikipedia.org

В самом начале этого периода автомобилестроения, в 40-е годы, особых проблем с покупкой не было. Потом в стране появилась инфраструктура по ремонту автомобилей и были внесены изменения в существовавшую тогда сеть автозаправок, что позволило на них заправляться и частникам, за наличные. Кроме этого было снято несколько фильмов, агитирующих за отдых на автомобилях, и начался ажиотаж.

В 1955 году очередь на «Победу» составляла 58 500 человек, а на «Москвич» — 31 000. И оба завода обеспечить такой спрос не могли. Длина такой очереди составляла примерно год. Но уже в 60-е годы на покупку автомобилей очереди были длиной в несколько лет. Покупкой авто (ордерами на покупку машины вне очереди) поощряли передовиков производства, героев труда и тому подобный контингент.

Возникновение огромных очередей привело к появлению спекуляции автомобилями. Получил передовик «Победу» по госрасценкам, за 16.000 рублей, поездил несколько лет, сдал в комиссионку — и ее там отрывали с руками за 30.000 — 40.000 рублей. Цена ордера на автомобиль на черном рынке была намного дороже самого автомобиля.

В появившихся тогда магазинах «Березка» те же автомобили можно было купить и без очереди, и за инвалютные рубли. По официальным расценкам рубль-доллар (напомню, официальные расценки тогда были 1 доллар за 0.7 рубля) — всего лишь примерно за 1500 инвалютных рублей.

Выгодность покупки-продажи автомобилей и скупки-продажи валюты начали создавать новые виды криминальной деятельности и бизнеса.

ЗАЗ-965
ЗАЗ-965
Фото: ru.wikipedia.org

История автомобилестроения не стояла на месте — в стране строились все новые автомобильные заводы. Запорожский автозавод в 1960 году начал выпуск ЗАЗ-965, знаменитого «старого Запорожца», он же «броневичок». В 1966 году ЗАЗ перешел на модель ЗАЗ-966, «новый Запорожец», он же «мыльница». У него и двигатель был помощнее, и скорость на дороге он держал побольше, и салон у него был попросторнее, водитель с тремя пассажирами уже в машину влезали вполне комфортно. Поверьте тем, кто ездил и на «броневичке», и на «мыльнице» и знает, что сравнивает, по собственному опыту.

ЗАЗ-966
ЗАЗ-966
Фото: ru.wikipedia.org

Московский автозавод перешел в 1959 году со «старых Москвичей» на просто «Москвич», модель Москвич-407 — уже значительно более просторная, чем его предшественники. Было выпущено 359 980 модели 407, причем примерно треть из них пошла на экспорт.

Москвич-407
Москвич-407
Фото: ru.wikipedia.org

К концу 60-х в СССР производились:

  1. Автомобили для простого люда — «Запорожцы» всех моделей (из анекдота того времени — «Копил на „Запорожец“ и умер с голоду»).
  2. Автомобили для небогатых — Москвич-407, Москвич-412.
  3. Автомобили для совсем не бедных и очень гордых — «Волга ГАЗ-21».

Причем все эти автомобили ценились на рынке намного дороже номинала. Когда мои родители в 1969 году поехали на ЗАЗ-968М в отпуск по Северному Кавказу с заездом в Грузию, им там несколько раз предлагали оформить уступку прав на автомобиль за 10.000 рублей (сам автомобиль в магазине стоил 3.500 руб.).

Москвич-412
Москвич-412
Фото: ru.wikipedia.org

А в это время на Волге, в городе Тольятти, уже строился новый автомобильный завод, проданный СССР фирмой Фиат, продукция которого перевернула автомобильный рынок и резко умножила число автовладельцев.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 25.06.2019

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Антон Васильев Читатель 10 июля 2019 в 20:02 отредактирован 11 июля 2019 в 11:32

    Машины КГБ вызывали страх у вражеских шпионов, а также среди советских граждан. Машины КГБ были более мощными и быстрыми, чем обычные советские автомобили, и могли преследовать «Мерседес» и «БМВ» [moderate

  • Игорь, добрый день!
    Хороший пост получился. С ценами пятидесятых годов я бы поспорил, но не уверен ни в вашей, ни в своей правоте, поэтому не буду. Знаю только, что, когда мой отец купил 401 Москвич, списанный из армии, в связи с ее сокращением, а было это весной 1956 года, то он за него 900 рублей, тех старых дореформенных платил.
    Вся история на моих глазах прошла, так что ее правоту подтверждаю. Спасибо, снова туда вернули, где мне так хорошо жилось. Может молодой был.
    С искренним почтением за доставленное удовольствие от прочтения,
    Владимир Жестков
    От оценке не забыл - 5

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо за оценку, Владимир Жестков.
      Наша семейная автомобильная история началась в 1969 году с "Запорожца".
      Данные по ценам на авто я брал из сетевых материалов, меня тогда еще в природе не было.
      Но цена в 900 дореформенных даже за Москвич-401 - конечно верю, если авто б/у, да армейское, да специально продаваемое хорошему человеку - так почему бы и да?
      В 90е, точнее около 1995 года нам местные ребята строили дачу. Так они купили хороший грузовик, кажется ЗиЛ какой-то, снятый с консервации в ликвидируемой воинской части неподалеку, вроде не то за $100 не то за $200 - за какие-то совсем смешные деньги. И двигатель и трансмиссия и колеса и электрика - все было в отличном состоянии - только отмыть от консервационной смазки (что было непросто, лет за 20-30-40 там все запеклось почти намертво) - и ехать.