Слово «La Latina» — это прозвище одной женщины, жившей в Испании пятьсот лет назад. Женщины умной и образованной. На латинском языке, языке тогдашней учёности, она говорила в совершенстве, чем удивляла многих профессоров трёх университетов, где ей довелось учиться: в Саламанке, в Салерно и в Болонье. Женщину эту звали Беатрис Галиндо (Beatriz Galindo; 1465−1534).
Беатрис Галиндо родилась в университетском городе Саламанке в семье небогатого идальго. У неё было несколько сестёр, Беатрис казалась самой восприимчивой к учёбе, и родители решили сделать её «христовой невестой», то есть отдать в монастырь. Но перед посвящением в монахини девушку отправили в университет поучиться.
Она показала большие успехи в изучении латыни: в пятнадцать лет прекрасно читала и переводила классические тексты, а также бегло и правильно говорила на латинском языке. Именно тогда её прозвали «La Latina». Беатрис также свободно говорила и читала на другом классическом языке, по-гречески. Особенно она любила обсуждать труды Аристотеля.
Кроме того, Беатрис Галиндо училась в Италии. В университете Солерно она получила степень по латыни и философии, а в университете Болоньи — степень по медицине. Надо сказать, что Болонский университет, самый первый из европейских университетов, отличался потрясающим по тем временам демократизмом. Там допускали к учёбе женщин! И не только к учёбе, но и к преподаванию.
Учёность Беатрис стала известной и в Саламанке, и за её пределами. Наука изменила её судьбу. Она не ушла в монастырь, а стала преподавать в университете. А в 1486 году ее призвала ко двору королева Изабелла Кастильская (1451−1504).
Королева желала выучить латинский язык. Беатрис оказалась хорошей учительницей. Более того, она понравилась королеве, та оставила её при дворе и сделала воспитательницей своих дочерей. Так получилось, что Беатрис Галиндо выучила пять королев — саму королеву Изабеллу и четырёх её дочерей: Хуану Кастильскую, Екатерину Арагонскую, будущую жену английского короля Генриха VIII, а также Изабеллу и Марию, ставших впоследствии королевами Португалии. Среди её учениц были и многие знатные дамы испанского королевства.
Беатрис стала не только придворной учительницей, но также подругой королевы и её советчицей. Один из её советов, можно сказать, повлиял на мировую историю.
В 1491—1492 годах завершалась Реконкиста, то есть отвоевание Иберийского полуострова у мусульман. Испанские рыцари осаждали Гранаду, последнюю твердыню арабов на территории Испании. И в только что отвоёванной Гранаде перед королём Фердинандом Арагонским и королевой Изабеллой появляется странный человек.
Это был пожилой моряк Кристобаль Колон родом из Генуи, живший много лет в Португалии и недавно перебравшийся в Испанию. С немалым трудом добившись аудиенции у королевской пары, он изложил им свой проект. Поскольку Земля круглая, то можно поплыть на запад, чтобы попасть на самый дальний восток — в Японию, в Китай и в Индию, где «не счесть алмазов в каменных пещерах».
Он, Кристобаль Колон, берётся доплыть до дальних восточных стран и покорить их. Кроме грандиозных богатств, которые в этом случае рекой потекут в королевство, святейшие величества могут ещё совершить грандиозный богоугодный подвиг: обратить в христианство народы Востока, пребывающие во тьме язычества. Последнее предложение очень понравилось набожной королеве Изабелле, которую не зря звали также Изабеллой Католичкой.
Но кто бы посоветовал монаршему семейству, стоит ли им вкладываться в предприятие, которое предлагает этот странный человек? Ведь любое вложение в мореходство, как известно, — дело рискованное. Стоит ли доверить безвестному капитану хотя бы несколько кораблей? Ведь он только что возвратился из Португалии, где предлагал свои услуги королю Мануэлу I. И португальский король не захотел воспользоваться этими услугами. Не мудрено. Ведь у него — целый штат первоклассных учёных: математиков и навигаторов, наверняка определивших, что синьор Кристобаль если не врёт, то чистосердечно заблуждается.
Так вот, Беатрис Галиндо, женщина учёная и много знающая, вместе с королевой выслушала речь странного капитана Колона и явного вранья в его словах не обнаружила. Да, сказала она, Земля имеет форму шара. Да, если поплыть на запад, то в конечном итоге можно оказаться в тех краях, которые мы называем Дальним Востоком. Моряки португальского короля устремились в Индию и пытаются обогнуть с юга Африку. Но вполне возможно, синьор капитан Колон знает секрет, который не известен навигаторам португальского короля. Ведь у каждого капитана — свои карты.
Говоря современным языком, Беатрис Галиндо оказалась экспертом высокого класса; она обладала большими знаниями и — самое главное — смогла эти знания правильно приложить. Во многом благодаря её совету испанские короли поверили безвестному авантюристу.
Наверное, их убедила и невероятная наглость Христофора Колумба (так мы привыкли называть того человека, чьё имя по-испански звучало как Кристобаль Колон). Капитан Колумб потребовал, чтобы ему присвоили звание адмирала и вице-короля всех земель, которые он обнаружит. Не станет же претендовать на столь крупный кусок человек, не уверенный в своём успехе!
К тому же королевская пара очень кстати припомнила, что на побережье океана находился городок Палос-де-ла-Фронтера. Представьте себе, эти негодники, обитатели Палоса, несмотря на королевский запрет, торговали с неверными на недалёком африканском берегу, за что и были в своё время оштрафованы. Капитану Колону разрешили забрать этот штраф в фонд будущей экспедиции.
Дальше дело завертелось, и Колумб смог открыть новый континент, чего он, впрочем, до конца жизни так и не понял. Однако этот интересный факт — совсем другая история.
Мы же доскажем биографию женщины, которая, как видим, смогла нажать на те рычаги, которые запустили события, изменившие историю человечества. И, кстати, за несколько десятков лет сделавшие Испанию самой богатой страной мира и первой всемирной империей, над которой, в самом деле, никогда не заходило солнце.
Беатрис Галиндо пользовалось доверием королевы. Она не стала монашкой, как ей назначили родители. Изабелла способствовала браку Беатрис с дворянином Франсиско Рамиресом. Их свадьба произошла в декабре 1491 года, и у Беатрис было пять детей. Она жила в Мадриде, где в 1506 году основала больницу Святого Креста, которая существует и сегодня. Скончалась Беатрис Галиндо в своём доме в возрасте 70 лет.
Тот район, где жила Беатрис Галиндо и где построила больницу, сейчас называется в её честь — La Latina. В Мадриде и в Саламанке учёной женщине поставлены памятники. На одном из них Беатрис Галиндо выглядит молодой и привлекательной, если не сказать, сексуальной. Это, конечно, фантазия скульптора Сальвадора Амайя (Salvador Amaya), на которую он, естественно, имеет право.
Спасибо, Марк, очень интересно.
Но, кажется все же немного однобоко.
Если La Latina и давала советы королю, то... - к мнению женщин тогда прислушивались очень осторожно.
В то же время - раз закончилась реконкиста - значит закончилась война, длившаяся до этого несколько веков. И масса людей, умевших только воевать, осталась не у дел. И попробовать найти для них новое поле боя для обогащения и славы - было было жизненно важно для короля.
Уже не говоря о том, что соседи-португалы пробили путь в Индию, долгий и очень опасный - но очень здорово обогатились. Так что найти другой вход в ту же сокровищницу было очень заманчиво.
Но, впрочем, Вы, Марк, это и так знаете.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Вадимов, во-первых, Галиндо, находилась «на женской половине», и советы давала королеве, а не королю. А тогдашнее положение в королевстве было такое, что решения принимали совместно Изабелла и Фердинанд. У них не зря был парный трон. Кроме романтической истории их ещё сильно связывало то, что ни один поодиночке выиграть у мусульман не мог, а вместе – получилось. Во-вторых, избыток идальго, ничего кроме войны не умевших и не желавших, в 1492 году уже начинал сказываться. Их попытались выплеснуть на северное побережье Африки, но местные берберы побили их под Титуаном и на этом завоевательные планы закончились. Открытая Америка, действительно, оказалась замечательным местом для того, чтобы слить всех этих Дон-Кихотов с пользой для королевства. Кстати, книжка Сервантеса – в первую очередь сатира. Типа, ребята, займитесь делом, война давно закончилась.
0 Ответить