Что мы знаем о писателе? Если специально не интересоваться, то мало что.
Родился Пьюзо 15 октября 1920 года в Нью-Йорке на Манхэттене, в сомнительном районе, прозванном в 20-е годы прошлого века «Адской кухней». Этот респектабельный ныне район находился тогда между 34-й и 50-й улицами. А в 1920−30-х перестрелки и бандитские разборки считались тут самым обычным делом. Пабы, рестораны и магазины контролировались мафиозными кланами, так что родителям Марио, неграмотным итальянским иммигрантам, которые перебрались в Америку из провинции под Неаполем, приходилось постоянно присматривать за многочисленным потомством.
Марио был в семье младшим и единственным общим для пары ребенком. В отличие от горластых и быстрых на руку братьев, опасения тихий мальчик не вызывал. Он не проявлял интереса к шумной уличной жизни, а любил забиться с книжкой в дальний угол, подальше от вечно выясняющих отношения родственников, и пропадал в другом измерении, мире, полном приключений.
Когда Марио исполнилось двенадцать, отец покинул семью. Мать, оставшись с пятью детьми на руках, переехала в Бронкс. Там Марио окончил школу и решил стать военным.
Когда грянула Вторая мировая война, юный патриот записался в армию, но на фронт не попал — подвело зрение. Сначала ему довелось поработать в хозблоке, но затем он попал в ВВС США в Восточной Индии, а позже — в Германию, где и после войны какое-то время проработал в качестве гражданского специалиста по связям с общественностью.
Вернувшись домой, Пьюзо окончил с отличием частный университет Нью-Йорка и поступил в престижный Колумбийский университет. Но несмотря на прекрасное образование, парень, не имевший особых амбиций, устроился простым клерком в правительственном учреждении, где трудился целых двадцать лет.
В это время будущая знаменитость, а пока никому неизвестный 35-летний писатель, написал свой первый роман, получивший название «Арена мрака». Он отдал книгу в печать в 1955 году. Это было повествование о любви американского солдата и немецкой девушки, во многом автобиографичное — с первой супругой Эрикой Марио Пьюзо встретился в Германии.
Но дебют начинающего литератора прошел незамеченным. В 1960-х ему выпал шанс поработать внештатным журналистом, тогда же он взялся за второй роман — «Счастливая страница». Как и в непризнанном первом, его героями становятся такие же, как и его семья, итальянские переселенцы, ищущие место под солнцем в период Великой депрессии. Второй роман постигла судьба первого — известности автору он не добавил.
Но Марио не отступал. В 1966 году на полках книжных магазинов очутился новый роман — «Летний побег Дэви Шоу». Эта книга была у Пьюзо единственным произведением для подростков, но и она не сделала его популярным. В 1967-м Пьюзо опубликовал детектив «Шесть могил на пути в Мюнхен» под псевдонимом Марио Клери. Но и к повести об американском солдате, преследующем бывших офицеров гестапо, американские читатели остались равнодушными.
Упорный писатель, тем не менее, не сдавался, и слава пришла к нему под занавес 1960-х, когда вышел ставший потом хрестоматийным роман о мафиозной семье выходцев из Италии и благородном гангстере доне Корлеоне.
В 1970-х роман «Крестный отец» (The Godfather) стал бестселлером. Пьюзо и не мечтал о таком оглушительном успехе. Позже он признался, что не встречал в жизни человека, явившегося прототипом главного героя, а дона Вито выдумал сам, черпая информацию о гангстерских разборках и законах мафии из чужих книг.
Типографии не успевали печатать новые тиражи бестселлера. А еще три года спустя молодой режиссер Фрэнсис Форд Коппола взял роман Пьюзо за основу одноименной кинодрамы, превратив итальянского мафиози в легенду. Сценарий для фильма написал сам автор книги.
Киношедевр вышел на экраны в 1972 году и получил три «Оскара» (одна фигурка досталась Марио Пьюзо за сценарий) и пять «Золотых глобусов», один из которых получил автор. При бюджете $ 6 млн картина заработала для киностудии 268,5 млн долларов, обогатив режиссера, сценариста и весь звездный актерский состав на долгие годы.
За сиквел фильма, снятый через два года, Пьюзо вручили второго «Оскара».
Неожиданная слава застала Марио врасплох. Самому автору роман казался низкопробным и неоправданно романтичным. Он никак не мог понять, почему его предыдущие произведения, куда более профессиональные и глубокие, не были признаны народом. Значительную часть гонорара (10% суммы от продажи книги) Марио Пьюзо отдал брату, который поддерживал семью, пока младший трудился над написанием будущего бестселлера.
Славу писателя многократно умножил фильм. Не всем поклонникам киношедевра «Крестный отец» известно, что на кандидатуре Марлона Брандо на роль дона Корлеоне настоял сам Марио Пьюзо. Студия «Paramount» рассматривала на эту роль таких мэтров, как Лоуренс Оливье, Энтони Куинн, и даже продюсера Карло Понти. Писатель пригрозил отобрать права на экранизацию и победил, отстояв Брандо, с которым потом дружил до конца жизни.
Сам Пьюзо появлялся на съемочной площадке проекта почти ежедневно, что не очень нравилось Копполе, давал советы, правил сценарий под актеров. Во всех сиквелах он знакомился с новыми исполнителями ролей героев своей книги и с каждым устанавливал теплые отношения. Марлон Брандо, Роберт де Ниро были уже известными актерами, а Аль Пачино, снявшегося в первой большой роли в фильме «Паника в Нидл-Парке», заприметил Фрэнсис Коппола, который и пригласил молодого артиста на кастинг для экранизации «Крестного отца». Так для молодого актера открылась широкая дорога в Голливуд.
Знаменитая фраза Майкла Корлеоне из фильма — «It's not personal. It’s strictly business» («Ничего личного. Просто бизнес») — была позаимствована из высказываний Аль Капоне, известного криминального авторитета 20-х годов прошлого столетия.
Но не только сценарий, режиссура и прекрасный подбор актеров сделали трилогию знаменитой. Один из главных героев фильма — это чарующий саундтрек композитора Нино Рота, чью знаменитую мелодию часто почему-то приписывают другому композитору — Энио Морриконе. «Speak Softly, Love» — популярная песня, написанная в 1972 году на музыку Джиованни Нино Рота и слова Ларри Кусика, была впервые представлена как инструментальная тема в фильме 1972 года «Крестный отец», ее часто называют «Темой любви из Крестного отца».
Эта тема звучит в фильме двенадцать раз. И когда в кино речь идет о самом крестном отце семьи — мелодия становится мощной, даже внушительной. Когда ее играют для членов семьи — мелодия становится эмоциональной, даже сентиментальной. Эту музыку Майкл словно бы унаследовал после смерти отца, и именно тогда мы понимаем, что мелодия принадлежала не конкретно дону Вито, а была именно «темой крестного отца», которым теперь стал Майкл Корлеоне.
Композитор был удостоен премии BAFTA за лучшую музыку к фильму (1972), «Грэмми» — за лучший саундтрек к визуальному представлению (1973), а в 1975 году Рота получил премию «Оскар» за лучшее музыкальное сопровождение к его фильму «Крёстный отец-2».
Вернемся к Марио Пьюзо. В 1978 году писатель опубликовал детективную драму «Дураки умирают» — о мире азартных игр и невидимой стороне киноиндустрии. Действие романа происходит в Голливуде и Лас-Вегасе, о которых писатель знает не понаслышке. Сам Марио Пьюзо считал своим лучшим романом именно это произведение, но книга поблекла перед славой, доставшейся «Крестному отцу».
В 1984-м писатель подарил поклонникам «Сицилийца» — роман о борце за свободу островного населения с режимом Муссолини. Через три года этот роман был экранизирован Майклом Чимино, причем главного героя — Сальваторе — сыграл сам Кристофер Ламберт.
В начале 90-х Марио Пьюзо написал детективную драму «Четвертый Кеннеди» (в оригинале «The Fourth K»), которая принесла автору коммерческий провал. А уже в 1996 году читатели вновь тепло встретили гангстерскую сагу «Последний дон» — роман о мафиозном клане сицилийца, пытавшегося обустроить для детей и внуков жизнь без криминальных разборок. Роман был экранизирован через год, но большого успеха мини-сериал не получил.
Публикации своих последних романов — «Омерта» и «Семья» — Марио Пьюзо так и не дождался. Над романом «Семья» он трудился больше 20 лет, до конца своей жизни, но завершить не успел. Последнюю точку в книге поставила его жена Кэрол Джино. В России «Семья» вышла под названием «Первый дон». На книжные полки романы попали только в 2000 году. «Омерта» — роман-финал трилогии о мафиози из Сицилии. Он подводит черту под сюжетами «Крестного отца» и «Сицилийца».
Вскоре после выхода гангстерской саги на писателя и его семью обрушился оглушительный успех и деньги. И в это же время у первой жены Пьюзо Эрики диагностировали рак груди. Писатель обвинял в болезни жены себя, считая, что его жена сломалась и пережила потрясение от резких перемен в жизни. Он нанял для нее сиделку Кэрол Джино, которая два года ухаживала за больной и сумела подружиться с детьми Пьюзо.
Известный писатель не устоял перед обаятельной сиделкой. После смерти Эрики в 1978 году влюбленный романист неоднократно предлагал Кэрол руку и сердце. И она уступила. Молодая женщина оказалась не только красивой, но и стала умным критиком его произведений, почти коллегой. Она и сама начала писать. Повесть Джино Кэрол «Записки сиделки» тепло приняли читатели и критики.
Марио Пьюзо прожил с Кэрол 20 счастливых лет. У них была традиционная итальянская семья: под одной крышей жили семейства двух сыновей и дочери Марио.
Популярный романист скоропостижно скончался на 79-м году июльским днем 1999 года. Жена нашла Марио в любимом кресле в доме на Лонг-Айленде, где он работал над последним романом. Причиной смерти Пьюзо стала сердечная недостаточность.
Интересные факты:
- Американский режиссер Фрэнсис Форд Коппола уже закончил работу над новой версией своего фильма «Крестный отец 3». Режиссер изменил начало и финал картины, а также перемонтировал некоторые сцены, отреставрировал звук и видео. Новая версия «Крестного отца 3″ получила название: „Крестный отец“ Марио Пьюзо, Кода: Смерть Майкла Корлеоне».
- Отрубленная голова лошади, которую подкинули в постель несговорчивому главе киностудии, была самой настоящей. Втайне от всех режиссер договорился с производством собачьего корма. Показав фото жеребца, который должен быть «обезглавлен», он сказал: «Когда найдете похожего, позвоните мне». В назначенный день на площадку доставили лошадиную голову в коробке с сухим льдом: вместо пластикового муляжа Коппола незаметно подбросил ее в кровать, перед тем как актер Джон Марли лег в нее. Так что вопль ужаса в фильме был абсолютно естественным.
- В сценарии, в сцене, в которой Клеменца готовит, Коппола сделал пометку: «Подрумянивает колбаски». Марио Пьюзо, увидев это, перечеркнул строчку и написал: «Жарит. Жарит колбаски. Гангстеры ничего не подрумянивают».
- В числе тех, кто считал и считает «Крестного отца» лучшим фильмом всех времен, Стэнли Кубрик, Джейсон Стэтзем и экс-президент Соединенных Штатов Америки Барак Обама.
- «Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться», — вторая по популярности киноцитата в истории. Первая — «Если честно, моя дорогая, мне наплевать», — звучит в устах Рэта Батлера в «Унесенных ветром».
Библиография:
- 1955 — «Арена мрака»
- 1965 — «Счастливая странница»
- 1966 — «Летний побег Дэви Шоу»
- 1967 — «Шесть могил на пути в Мюнхен»
- 1969 — «Крестный отец»
- 1978 — «Дураки умирают»
- 1984 — «Сицилиец»
- 1991 — «Четвертый Кеннеди»
- 1996 — «Последний дон»
- 2000 — «Омерта»
- 2001 — «Семья»
Фильмы (экранизации):
- 1972 — «Крестный отец»
- 1974 — «Крестный отец 2»
- 1987 — «Сицилиец»
- 1988 — «Счастливая страница»
- 1990 — «Крестный отец 3»
- 1997 — «Последний дон»
То, что никогда не издавалось на русском языке:
- 1972 — «The Godfather Papers & Other Confessions»
- 1977 — «Inside Las Vegas»
Очень интересные детали. О фильме Крестный отец знают, пожалуй, все, а вот сведений об авторе значительно меньше. Спасибо, Наталия. Всегда с удовольствием Вас читаю.
0 Ответить
Татьяна Батлер, спасибо за отзыв .Интересно, что когда писатель пишет по его мнению незаурядные книги, они проходят мимо публики и критиков. А на его взгляд, "проходные" цепляют и становятся бестселлерами. Так случилось с широко известными романами, которые не были признаны на момент их появления. Вот некоторые из них : «Моби Дик, или Белый кит», Германа Мелвилла,«Великий Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, «Лолита», Владимира Набокова.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталия Нечухаева, да, Вы правы. Сюда можно добавить произведение Пушкина Борис Годунов. Что касается Эдгара По, Кафки и О. Уайльда, то ни одно из их произведений не дождалось признания при их жизни.
0 Ответить