Алексей Касьянович Антоненко родился 10 февраля 1911 в деревне Васьковичи недалеко от Витебска, в семье рабочего.
Пётр Антонович Бринько родился 17 сентября 1915 года в деревне Мандрыкино (ныне — территория города Донецк, Украина), тоже в семье рабочего.
Оба мечтали стать летчиками. Оба учились в Ейской авиашколе. Антоненко поступил туда в 1929 году, а Бринько — в 1935.
По окончании школы Петр Бринько был направлен на Дальний Восток, участвовал и в боях на озере Хасан, и у реки Халхин-Гол.
Алексей Антоненко после окончания Ейской школы был оставлен в ней инструктором. Затем ему довелось повоевать на Халхин-Голе, где он участвовал в 40 боях и в группе сбил 6 японских самолетов. Был награжден орденом Ленина.
Встретились и подружились летчики-истребители Антоненко и Бринько на Финской войне в 1940 году. Их обоих перевели в 13-й ИАП. Летали на И-16 тип 29 (на высоте 4000 метров, скорость до 470 км/час, вооружены двумя пулеметами ШКАС и одним тяжелым пулеметом БС-12.7). Не самая совершенная машина, по скорости уступающая не только Мессершмиттам, а даже некоторым немецким бомбардировщикам, но в умелых руках — смертельное оружие.
В паре Антоненко-Бринько ведущим был Алексей, а Петр стал его ведомым. За бои во время «Зимней войны» оба были награждены. Великую Отечественную войну пилоты встретили на Балтике, прикрывали небо советской военно-морской базы на полуострове Ханко. С самых первых дней оба истребителя постоянно участвовали в воздушных боях, защищая наши войска от бомбардировок и штурмовок противника.
25 июня Антоненко сбил свой первый самолет в этой войне, бомбардировщик Ju-88. Это был первый сбитый на Балтике вражеский самолет. Воздушные бои над Ханко летом 1941 года шли каждый день. 4 июля 1941 года свой первый вражеский самолет, Fokker D. XXI, сбил и Бринько.
Военно-морская база Ханко была костью в горле Финского залива, ее тяжелые пушки сильно мешали фашистам, потому атаковали ее финны яростно. Авиация Балтийского флота, размещенная на базе, работала буквально на износ. Истребители часто делали до 10 боевых вылетов в день — ведь там все было совсем рядом: только взлетел — и уже можно штурмовать позиции противника или сбивать вражеские бомбардировщики.
За образцовое выполнение заданий командования, за сбитые самолеты противника, за проявленные при этом мужество и героизм летчикам Алексею Антоненко и Петру Бринько 14 июля 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза.
Про боевых друзей написали многие газеты, они стали знамениты на Балтике, их называли балтийскими альбатросами. Как жаль, что в тех яростных боях было так трудно уцелеть.
Алексей Антоненко воевал всего 34 дня, в конце июля после очередного вылета и победы в бою он, приземляясь на своем аэродроме, попал под артобстрел финской дальнобойной артиллерии. Самолет попал колесом в воронку и скапотировал. Летчик погиб. За свои 34 дня боев он успел сбить 11 вражеских самолетов.
Петр Бринько погиб 14 сентября 1941 г. В бою он попал под огонь немецкой зенитки. Сам получил многочисленные ранения, был сильно поврежден и самолет. Ему удалось перелететь через линию фронта, но попытка сесть на вынужденную оказалась неудачной, разбился самолет и погиб сам летчик. На счету истребителя всего за 2,5 месяца войны были 16 самолетов противника.
Прошло время, в честь летчиков-героев в Ленинграде названы улицы. Но кто из молодых знает, чем были знамениты первые два аса Балтийского флота?
Нельзя забывать их подвиг. Ведь в самом начале войны они на старых «Ишачках», вооруженных одними пулеметами, не давали немцам захватить небо, бесстрашно бросались в атаку, уничтожая самолеты врага и не давая бомбить позиции наших войск.
Выходит, средневековье - это не только рыцари в доспехах, пышные пиры в замках и красочные турниры, но и страшные болезни. Нам почему-то...