За свою довольно непродолжительную политическую карьеру Столыпин пережил 11 покушений. Сначала он с трудом переносил постоянное присутствие охраны, показывая тем самым, что его трудно запугать. Но после взрыва в его доме на Аптекарском острове Петру Аркадьевичу пришлось смириться ради безопасности своей семьи.
Это было одно из самых кровопролитных покушений. Погибли и пострадали десятки мирных жителей. В числе раненых были и его дети: четырнадцатилетняя дочь Наталья и трёхлетний сын Аркадий. Сам глава семейства остался цел и невредим. Он был очень удручен тем, что пострадали ни в чём неповинные люди. Когда царь предложил деньги на лечение дочери и сына, то Столыпин, как настоящий отец, сказал, что не торгует своими детьми. В этой фразе проявился гордый и независимый характер, который невозможно сломить.
Вернёмся к воспоминаниям Марии фон Бок о покушениях на отца.
Однажды ему навстречу шёл юноша. Он вынул из кармана револьвер и уверенно направил на Столыпина. Последний же, собрав в кулак всё своё самообладание, остановился и, распахнув пальто, резко крикнул: «Стреляй!» Молодой человек от неожиданности опешил, оружие дрогнуло в его руке, и выстрел не прозвучал. Остаётся догадываться, что пережил губернатор за эти несколько секунд.
А однажды, увидев вооруженного человека, Пётр Аркадьевич снял шинель и со словами «Ну-ка подержи!» бросил её в руки террориста, тем самым лишив его возможности исполнить свой кровавый замысел.
Удивителен ещё один случай чудесного спасения Столыпина. Когда он выступал с наставительной речью перед крестьянами, один из слушателей метнул в него бомбу. Взрыв повлёк за собой много жертв, а вот Пётр Аркадьевич спасся чудом и даже не был ранен.
Одним из качеств характера Столыпина было желание идти на компромиссы. В государственной Думе он пытался договариваться с оппозицией, шёл на разные уступки. Но слишком много было ненавистников вокруг него, поэтому некоторые законопроекты при принятии депутатами терпели крах. Пётр Аркадьевич был блестящим политиком, и это вызывало толки в обществе, будто его слава затмевает самого государя.
Столыпина ненавидела и императрица Александра Фёдоровна. Глубоко порядочный от природы, он не терпел разнузданности и в окружающих людях, поэтому не мог смириться с дебошами и пьяными выходками Распутина. А Григорий Ефимович, благодаря своим мистическим способностям останавливать кровь у тяжелобольного цесаревича Алексея, снискал любовь и покровительство императрицы.
Шли годы, приближалось 1 сентября 1911 года. В этот день в Киеве ожидалось торжественное открытие памятника Александру II. На него приглашалась царская семья, вся высшая знать, в том числе и Столыпин. Хотя его и предупреждали о готовящемся покушении, Пётр Аркадьевич остался верен себе и всё-таки отправился в Киев.
В воспоминаниях Мария фон Бок пишет, что его тревожили странные предчувствия своей скорой гибели. В последнее своё лето он посетил всех друзей и соседей, будто прощаясь с ними. Ему невероятно тяжело было уезжать, да и пророческое знамение не заставило себя ждать. Поезд, в котором он отправлялся, тронулся со второй попытки.
Как известно, имя убийцы Столыпина Дмитрий Богров. Он был членом боевой организации, которая занималась исключительно постановкой терактов на высокопоставленных лиц. Он стрелял в министра в театре, нанеся своей жертве ранения в руку и живот. Современники вспоминали, что, теряя сознание, Столыпин повернулся к ложе, где сидел государь, и твёрдым голосом произнёс: «Рад умереть за царя», — и перекрестил его твёрдой рукой. Когда его уносили на руках, зал пел «Боже, царя храни» во славу чудесного спасения императора…
По одной из версий, это было, как сейчас говорят, заказное убийство. Одним из организаторов был сам Курлов, шеф жандармов. Было решено «заставить замолчать» влиятельного политика руками революционера, в то время обычное дело.
Кстати, Богрову тоже пришлось несладко. Ему обещали в дальнейшем свободу, но на самом деле его ждал пресловутый «столыпинский галстук» — виселица.
В пользу заговора говорит и тот факт, что в Киеве Столыпина оставили практически без охраны, ему приходилось ездить в наёмной карете
А самое невообразимое в этой истории то, что даже после смертельного ранения Столыпина царь не отменил торжественные мероприятия. Когда он явился в госпиталь, то, как нерешительный человек, не смог войти в палату к умирающему. Хочется спросить, а чиста ли была его совесть?
5 сентября (18 сентября по н. ст.) после долгих мук Столыпин скончался. На следующий день царь явился в госпиталь. Вдова Столыпина встретила его словами: «Не перевелись ещё Сусанины на Руси!» Оставшись один, Николай II опустился на одно колено, перекрестился и несколько раз прошептал: «Прости!»
Столыпина похоронили в Киево-Печерской лавре, тем самым исполнив последнюю волю усопшего, просившего похоронить в том месте, где его найдёт смерть. Через год в Киеве был открыть памятник великому реформатору, средства на который были собраны по всей России, что доказывало всеобщую благодарность народа. Но, к сожалению, уже в 1918 году монумент был разрушен, а могилу сравняли с землёй и закатали асфальтом.
Хотелось бы отметить, что историю нашей страны нельзя забывать, при какой бы власти мы не жили. А наша история — это талантливые деятели: политики, писатели, художники и др. Только жаль, что очень часто их судьбы заканчивались трагически. А в России принято вспоминать о заслугах человека только после его смерти.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...