И. Шишкин поистине открыл новую землю и новые горизонты в русской живописи. Ведь никто до него не смог так колоритно и красочно, с большой любовью к русской природе описать и впервые поднять в качестве темы в живописи красоту лесных просторов России. Берег реки, дерево у воды, куст на болоте, а также сараи, рыбацкие лодки, телеги и, конечно, растения и встречавшиеся ему крестьяне интересовали великого художника. В этом заключалось его новаторство и новизна в живописи.
В 1872 году Шишкин выступил с картиной «Мачтовый лес в Вятской губернии», которая говорит нам о неразрывной связи произведений живописца с природой родного края. Картина была приобретена
Иван Шишкин становится одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, где он сдружился с Константином Савицким, Иваном Крамским, Архипом Куинджи.
А до этого были картины «У монастыря» (1870 год, Херсонский областной музей им. А. А. Шовкуненко), «Лес вечером» (1868−69 годы, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Рыбинск) и картина «За грибами» (1870 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Главенствующим мотивом для этих картин стал русский лес, а люди, изображенные на картине, выполняют лишь второстепенную роль.
Но, пожалуй, вершиной творчества Шишкина по праву является картина «Утро в сосновом лесу» (1889 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Присутствие семьи медведей на стволах поваленных деревьев порождает у зрителя ощущение глухости и отдаленности дикого леса. Примечательно, что сюжет этой картины был подсказан художнику
Однако творческий путь Ивана Шишкина начинался 28 января 1856 года с момента поступления в Академию художеств. Интересно, что поступление в Академию прошло легко и он сразу выделился среди других учеников своей блестящей подготовленностью и, конечно, незаурядными способностями. Правда, в письмах к родителям он жаловался на холодное равнодушие и презрение к скромному молодому человеку из провинции и, вследствие этого, горькие разочарования, которые он переживал порой, сталкиваясь с миром чиновников Академии.
Когда Шишкин выехал в Западную Европу 27 апреля 1862 года, он написал картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». За эту картину русский художник получил орден Станислава III степени, оказавшись на виду академического начальства.
В последние годы он написал ряд знаковых картин, которые и сегодня заставляют нас чувствовать неповторимую красоту природы родного края. Все они легки для восприятия и надолго остаются в нашей памяти. Таковы «Дождь в дубовом лесу» (1891 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Около дачи» (1894 год, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань) и «Корабельная роща» (1898 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Особенно хотелось выделить вторую картину. От нее веет неповторимым счастьем солнечного света и знойного лета, отдыхающей на скамье красивой девушки, прикрывшейся от солнца элегантным зонтиком.
Иван Шишкин скончался 8 марта 1898 года в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла только что начатая картина «Лесное царство».
Володя... У вас спорткафедра хоть с пониманием к этому вопросу отнеслась: не умеешь на лыжах - не надо. Будешь бег сдавать. Без лыж. А у меня...