Со второй половины 1930-х Нина Петровна занимается в основном семьёй. Дети Хрущева от первого брака к этому времени уже выросли, но у Никиты и Нины трое общих детей. Даже четверо: после гибели на фронте старшего сына Леонида и ареста его жены Хрущевы удочерили его дочь Юлию.
В войну, живя в Куйбышеве, Нина освоила ещё один язык, английский. Нужно было заниматься с детьми — вот и выучила. Словно знала, что пригодится на самой её важной «общественной работе».
Осенью 1953 года Никита Сергеевич возглавляет КПСС, а в 1958 — заодно и Совет министров СССР. В 1955 Хрущев совершает свой первый визит в США. А спустя шесть лет, во время встречи с Кеннеди, и сделана историческая фотография, с которой мы начали.
На этом фото советская «первая леди», действительно, явно проигрывает американской. Правда, Нина было немного старше Жаклин — вдвое, или на тридцать лет. А вот распространенный аргумент, что «у Кухарчук было трое детей», что называется, «не прокатывает», поскольку к тому моменту и Жаклин родила двоих.
Но Жаклин — «светская львица», очевидно, уделявшая немало внимания своей внешности. В отличие от Нины Петровны, явно не слишком на этом зацикленной. Были, знаете ли, дела и интересы поважнее.
И бэкграунд у будущих «первых леди» различался. Мать Жаклин — дочь банкира и светская львица. Да и после, разойдясь с отцом Жаклин, она выходит замуж за еще более не бедного миллионера Хью Очинклосса. Наверное, возможности внучки банкира/падчерицы миллионера и крестьянской дочери были не равны?
Что же касается внешности, то, прошу прощения, врожденный тип телосложения не изменишь. А крестьянка крепкого телосложения имела куда больше шансов выжить и оставить потомство. Вот и формировалась порода… Предки же Жаклин — бизнесмены, торговцы.
Да и жила Нина Петровна в совсем другой стране, где были иные приоритеты. И напомню, что Нина вступила в РКП (б) подпольно, на контролируемой «белыми» территории. Успев поучаствовать в подпольной деятельности. А после годами занималась партийной работой.
Как думаете, уделяла ли она своей внешности хотя бы половину того внимания, что могла уделить Жаклин? Разные страны и совсем разные люди… И совсем иной образ женщины — матери и труженицы.
Это, кстати, была вторая поездка Нины Петровны за рубеж. То есть на Западе ее уже знали. А впервые идею поехать с женой подсказал, при обсуждении предстоящего визита к президенту Эйзенхауэру, Анастас Иванович Микоян:
— Никита, возьми с собой семью. А то в Штатах думают, что мы тут черти, что у нас рога растут. А тут ты приедешь с семьей, и они увидят, что мы нормальные люди.
Умница Микоян знал, что говорил. Знал он, что на Западе принято присутствовать на приемах с женами, что семья Хрущева владеет английским. Наверное, знал, что Нина Петровна не оплошает, не растеряется, сумеет себя показать достойной представительницей страны.
И за рубежом отметили отличные манеры жены советского руководителя, ее умение держаться в обществе и вести светские беседы. На английском, которым Нина Петровна владела свободно. Вроде бы даже переводила мужу, что говорят окружающие.
И некто Рокфеллер, возможно, неспроста отмечал, что супруга Хрущева неплохо разбирается в экономике… Неудивительно, ведь политэкономия была ее профессией!
Ну, а что касается стиля одежды, то платья Нине Петровне для зарубежных поездок шила Нина Гупало (к слову, мать зятя Хрущевых — Алексея Аджубея), одевавшая цвет советского общества. И вот что писала позже сама Жаклин Кеннеди (одетая на том приеме, предположительно, в костюм от Шанель):
…от меня не укрылось, что ткань у костюмчика столь качественная, что не мнется в отличие от той, что была на мне.
Впрочем, помимо фото с Жаклин Кеннеди, есть другие, на которых Нина Петровна запечатлена рядом с Мейми Эйзенхауэр.
И фасон платья иной, и того контраста нет…
Но читаем далее, что пишет о той встрече Жаклин:
…чета Хрущевых преподнесла нам сюрприз. Они выглядели как пара родственников из провинции, приехавших навестить своих внучатых племянников в столицу… Лидер огромной страны выглядел словно простой рабочий, вышедший на пенсию. Но еще поразительней была перемена в его даме. На сей раз Нина Хрущева соответствовала своему домашнему образу, она была в простеньком цветастом костюмчике, больше похожем на домашний халат. Хрущевы просто играли чету пожилых, умудренных опытом родственников, приехавших учить молодого выскочку, решившего поиграть в политику…
Что же, может, в «халат» Нина оделась не от отсутствия вкуса и все это (как, возможно, и многие эскапады Хрущева) было обдумано и просчитано?
Да. Как и хитрость Микояна, предложившего поехать с семьей. И подтверждают это сами американцы.
Вот что писала «Нью-Йорк таймс»:
Добрые, слегка прищуренные глаза г-жи Хрущёвой, её заразительная улыбка в значительной степени помогли растопить враждебность, цинизм и отчуждённость. В сознание американцев она вошла как мать и женщина, имеющая внуков, а не как жена могущественного человека… В Белтсвилле, пока её муж осматривал свиней, коров и индюшек, она внезапно очутилась в положении человека, которому предстоит дать пресс-конференцию. Она не отступила, а справилась с положением наилучшим образом, говоря очень мягко, но со знанием дела, хотя, конечно, её наверняка должно было смутить столпотворение репортеров и беспрерывное щёлканье фотоаппаратов… В частных беседах во время визита она с большой любовью рассказывала о своих внуках и показывала их фото. Её теплые чувства к детям проявлялись всюду, где бы она их ни видела… Столь же очевидной была её привязанность к своему мужу, хотя это не бросалось в глаза.
Так что поездка с женой (а еще с детьми и зятем) была выверенным политическим ходом, давшим ожидаемые результаты. Нина Петровна Кухарчук все тогда делала абсолютно правильно.
Впрочем, говорят, и тогда советские люди судачили о том, что «сам» катает по миру жену. Не вникая в нюансы большой политики…
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...