Ролан Антонович Быков родился 12 октября 1929 года в Киеве. Его мать, Элла Ситняковская, мечтала стать актрисой, увлекалась искусством. Даже сына она назвала в честь писателя Ромена Роллана.
Мальчик с детства увлекался театром и просился на спектакли, на что получал от отца отказ. С 1939 года занимался в театральной студии «Родник». С началом Великой Отечественной войны его вместе с матерью и братом эвакуировали в Йошкар-Олу, а отец ушёл добровольцем на фронт. Больше мальчики своего отца не видели.
Мать будущего актера никогда не упускала возможности сказать своему сыну о всех его физических и внешних недостатках, могла назвать его уродом. Она представляла своего сына романтическим красавцем, а Ролан рос маленьким и нескладным. Это зародило в нем комплекс, с которым он боролся всю жизнь.
В 1947 году Ролан Антонович окончил школу и подал документы во ВГИК, ГИТИС и в Школу-студию МХАТ. Везде получил отказ из-за роста и дикции. Но смог поступить в Высшее театральное училище имени
Еще на втором курсе актеру предложили после окончания учебы работать в театре Вахтангова, но туда попасть он так и не смог. Главный режиссер Рубен Симонов уехал на все лето и забыл подписать бумаги о его приеме. А в отделе кадров решили, что раз распоряжения нет, значит, молодой актер врет.
Во время обучения и первые годы после Быков посвящал себя лишь театру. В 1949−1950 он руководил драматическим коллективом Московского завода «Сангигиена», в 1951−1959 служил актёром и режиссёром Московского театра юного зрителя, в 1951−1952 был актёром Московского драматического театра и руководил театральной студией Бауманского Дома культуры в 1951−1953
Дебютом Ролана Быкова в роли киноактера стал фильм «Школа мужества» по повести Аркадия Гайдара. Но первой большой работой стала роль Акакия Акакиевича в постановке Баталова «Шинель» (1959).
За всю жизнь актер сыграл более ста ролей. Ролану Антоновичу удавалось воплощать как комедийные («Я шагаю по Москве», «Большая перемена»), так и драматические роли («Служили два товарища», «Письма мертвого человека»). Маленькие зрители знали актера как кота Базилио «Приключения Буратино», Бармалея «Айболит-66» или Трусливого охотника «Про Красную Шапочку».
Источник видео: РКН: сайт нарушает закон РФ
Но и здесь не все было гладко. В кинематографических кругах Быкова называли королем запрещенных картин. Режиссерам пришлось отстаивать Ролана Антоновича для съемок в фильме «Служили два товарища». Чиновники утверждали, что во внешности актера нет ничего героического. Фильм Аскольдова «Комиссар», где Быков сыграл главную роль, пролежал «на полке» 20 лет. Фильм Германа «Проверки на дорогах» — 15 лет. Обе картины были объявлены «антисоветскими», так как режиссеры отказали цензуре менять актера.
В 1971 году режиссер Михаил Козаков позвал Ролана Быкова исполнить роль Пушкина в спектакле «Медная бабушка». Сыграть поэта было мечтой актера, поэтому он сразу же согласился. Пушкинисты, увидев Быкова в гриме, были шокированы сходством артиста с поэтом. Для Ролана это была возможность побороть свой «комплекс Наполеона». Слово оставалось за Фурцевой. И она в очередной раз ударила в самое больное место актера, сказав, что он просто урод, что с такой внешностью нельзя играть великого поэта. Тогда Пушкина сыграл Олег Ефремов, но постановка провалилась и была отменена.
В качестве режиссера Ролан Быков снял порядка 10 картин, большинство из которых были предназначены для детей.
Первой работой стал фильм «Семь нянек». Кинокартина «Внимание, черепаха!» подверглась жестокой критике и цензуре. Чиновники увидели намек на вторжение СССР в Чехословакию в сцене, где школьники спасали черепаху из-под колес танка.
Самой трудной для него стала работа над фильмом «Чучело». Картина по повести Владимира Железнякова рассказывала о школьной травле. Данный фильм можно считать исповедью или автобиографией актера. Быков в детстве из-за внешности сам прошел через всю ту детскую жестокость, через которую проходила героиня его фильма.
Чиновники Госкино посчитали картину слишком жестокой, якобы дети в Советском союзе не могут быть такими злыми, и приказали перемонтировать. Он вложил в этот фильм всю душу, и процесс нового монтажа стоил режиссеру нескольких лет жизни, нервных срывов и сердечных приступов. В 1983 году свет все-таки увидел творение Ролана Антоновича, а сам режиссер перенес инфаркт. В годы перестройки картина была удостоена Государственной Премии СССР.
Личная жизнь актера была достаточно бурной. У него было огромное количество романов, но женат Быков был лишь два раза. Ролан Антонович очень хотел, чтобы его любили и ценили. Постоянные романы были следствиями комплексов. Влюбляя в себя своей харизмой девушек, артист пытался доказать себе, что его можно любить, что он не так плох, и всем остальным хотел показать свое превосходство.
Первой женой актера стала актриса Лидия Князева. Она безумно любила мужа, а он постоянно ревновал ее без повода. В доме все чаще случались скандалы, и чтобы укрепить семью, Лидия уговорила мужа взять ребенка из детского дома. Так у них появился приемный сын Олег, который не хотел учиться, не общался с матерью и постоянно попадал в какие-то неприятности. Лидия жаловалась на ребенка, а Ролан переживал из-за очередной неудачи. Теперь из него не получился отец. Быков был на грани срыва и вновь вспоминал слова матери, которая говорила: «Зачем ты вообще на свет появился». Вскоре они с Лидией развелись.
Второй раз мастер женился на Елене Санаевой, с ней и прожил до конца жизни. У Елены от предыдущих отношений был сын Павел, которого Ролан воспитывал как собственного ребенка.
С 24 по 31 марта 1989 года в Москве впервые в истории прошёл Международный кинофестиваль художественных и анимационных фильмов для детей. Идея мероприятия принадлежала Р. Быкову. Актер занимал высокие должности в отделах, связанных с детским и юношеским кинематографом.
После развала СССР Ролан Антонович организовал Фонд детского кино. Он много лет терпел отказы и запреты на выпуск своих картин и картин с его участием. Теперь же режиссер находился в том статусе, когда мог запрещать фильмы, которые расходились с его представлением о детском кино. Ролан Антонович Быков стал большим человеком. Он являлся:
- Секретарем союза кинематографистов.
- Народным депутатом.
- Президентом международного фонда развития кино и ТВ для детей и юношества.
- Членом совета генеральной ассамблеи по проблемам детского кино при ЮНЕСКО.
С ним, наконец-то, стали считаться. Но у всю жизнь боровшегося с несправедливостью Быкова просто не осталось сил. Обида на жестокий мир, которая всю жизнь пожирала артиста, взяла верх. У Ролана Антоновича диагностировали рак легких. В 1996 году его прооперировали, но это продлило ему жизнь лишь на 2 года. 6 октября 1998 года актер скончался, находясь в Московской больнице. Был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Ролану Быкову всю жизнь приходилось защищаться. Ведь все вокруг, начиная с собственной матери, говорили ему, что он никто, урод и выскочка. Всю жизнь он доказывал всем вокруг, и в первую очередь себе, что он достоин любви и славы. Актер был очень талантлив, но любили все равно других, тех, кто был просто красив. Быков пил, срывался, а потом вставал и снова шел и доказывал.
Но, к сожалению, когда он добился своей значимости, у него просто закончились силы. Ролан Антонович Быков оставил огромный след в кино и театре и внес весомый вклад в развитие детско-юношеского кинематографа. И, несмотря на все ограничения, он сделал себя сам.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...