• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Кто такой Теодор Янкович и что он сделал для России?

Он был сербом по национальности, образование получил в Австрии, в Венском университете, изучал юриспруденцию и внутреннее государственное благоустройство. Как же так получилось, что его деяния в России до сих пор актуальны?

Н. П. Богданов-Бельский, «У больного учителя» Фото: общественное достояние

Его семья была одной из наиболее древних и прославленных дворянских семей Сербии. Но после захвата страны Османами его предки переселились в Венгрию и защищали свою новую родину от турок. Их военные успехи заставили императора Леопольда I отметить эту благородную дворянскую семью.

После окончания университета Теодор Янкович поступил на работу секретарем к епископу Тимишоары (тогда этот город назывался Темешвара). Вскоре его указом императрицы Марии-Терезии назначили директором народных училищ в Темешварском банате (банатом называлась область на юго-востоке Австрийской империи, в наше время разделена между Румынией, Венгрией и Сербией).

Императрица задумала произвести реформу народного образования в своей стране, сделав его возможным и для незнатных. Согласно новой методике образования, ученики делились на классы по возрасту и по уровню знаний. И теперь учитель объяснял материал не отдельно каждому ученику, а всему классу.

Сам Теодор Янкович, создавая новую систему образования, был в ней не только директором, но и первым учителем. Поскольку его ученики немецкого не знали, он перевел на старославянский немецкие руководства для новых школ.

Фёдор Иванович Янкович (де Мириево)
Фёдор Иванович Янкович (де Мириево)
Фото: общественное достояние

В результате успешной работы на молодого педагога обратила внимание сама императрица, Теодор получил австрийское дворянство и добавку к фамилии — де Мириево.

В 1780 году произошла встреча российской императрицы Екатерины Великой с императором Австрии Иосифом II. Среди прочего Екатерина узнала о развитии народного образования в Австрии и ей был рекомендован Янкович, как:

…человек, трудившийся уже в устроении народных школ в землях владения его величества императора Римского, знающий язык российский и православный закон исповедующий…

Екатерина пригласила молодого педагога и организатора в Россию.

В 1782 году Янкович переехал в Россию, а 7 сентября того же года императрица издала указ об учреждении комиссии народных училищ. Председателем комиссии был назначен Петр Завадовский (впоследствии он стал первым российским министром образования), а членами были академик Франц Эпинус (физик, астроном и математик) и тайный советник П. И. Пастухов (публицист, переводчик и сенатор Российской империи). А Теодор Янкович был приглашен туда в качестве эксперта.

Но именно иностранный эксперт решал главные задачи реформы образования. По сути, в результате реформы школы приобрели знакомый нам вид (относительно, конечно).

  • В школах появилась доска, на которой учитель писал объяснения, у нее отвечали ученики и на ней они писали решения заданных учителем задач.
  • Появился журнал успеваемости, в котором учитель, проводя в начале урока перекличку, отмечал отсутствующих.
  • Появилось правило отвечать, встав из-за парты, и поднимать руку, когда ученик хочет что-то спросить у учителя или вызваться отвечать.

В декабре 1783 года в Петербурге была открыта первая учительская семинария, началась подготовка учителей для народного образования. Теодор Янкович был директором этой семинарии.

Директорствовал он и в открытом вскоре Главном народном училище. Согласно разработанному им плану народного образования, народные школы имели три разряда. Школы первого разряда (малые школы) были двухклассными, второго разряда (средние школы) — трехклассными, третьего разряда (главные школы) — четырехклассными.

  • В первом классе обучали чтению и письму, цифрам, начальным правилам грамматики и сокращенному катехизису.
  • Во втором классе — пространному катехизису, двум частям арифметики, рисованию и чистописанию.
  • В третьем классе, кроме катехизиса — еще и евангелию, с объяснениями, чтению и русской грамматике с упражнениями в правописании, чистописанию, географии и всеобщей истории.
  • В четвертом классе детально преподавалась русская и всеобщая география, более подробно всеобщая история, математическая география, русская грамматика с упражнениями, употребительными в быту: написание писем по разным поводам, ведение счетов, составление расписок и так далее. Давались основы геометрии, механики, физики, рисования и гражданской архитектуры.

Первые 25 народных училищ были открыты в России 3 октября 1786 года. Доступны они были для всех детей страны.

Далее происходило совершенствование методики обучения, созданной Т. Янковичем. Появлялись новые учебники, открывались новые семинарии для учителей и народные училища.

В. Е. Маковский, «В сельской школе», 1883 г.
В. Е. Маковский, «В сельской школе», 1883 г.
Фото: общественное достояние

За отличный труд на ниве народного образования Теодор Янкович получал ордена Российской империи и рос в чинах. При Павле Первом он был пожалован в действительные статские советники (чин 4-го ранга, равный генерал-майору в армии). Ему были пожалованы земли с крестьянами и назначена пенсия в 2000 рублей.

В начале XIX века наш герой подал в отставку и удалился в свое имение. Умер он в 1814 году.

Тем временем школы все изменялись и изменялись, парты совершенствовались, да даже школьные доски — и те в наше время мало похожи на доски начала XIX века. Но все равно в начале урока ведется перекличка, результаты которой записываются в школьные журналы. И ученики, вызывающиеся отвечать или желающие что-то спросить у учителя, поднимают руку.

Статья опубликована в выпуске 11.10.2024

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: