Магдалина Гросс Профессионал

Насколько актуален Пушкин сегодня?

Александр Сергеевич Пушкин является одним из самых моих любимых писателей. В мою жизнь он вошёл, когда я была ещё совсем маленькой. В пять лет с текстами из книжек издательства «Малыш» я справлялась уже достаточно уверенно.

И. К. Айвазовский, «А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал» (фрагмент), 1880 г. Фото: artchive.ru

Бабушка, которой довелось растить меня, спокойно оставляла мне с утра красиво иллюстрированную книжку — «Сказку о золотой рыбке», которую я могла читать по нескольку раз в день, и уходила на полдня дежурить в больнице. Книга с потрясающими иллюстрациями художника Билибина безукоризненно делала своё дело: оторвать меня от неё было бесполезным занятием.

Кроме «Сказки о золотой рыбке», была там и «Сказка о Царе Салтане», и «Сказка о Золотом Петушке», и другие произведения, читать которые мне доставляло такое удовольствие, что они даже в сравнение не годились с современными компьютерными играми (если бы они, конечно, существовали на тот момент!).

Позднее в школе мне очень нравились стихи Пушкина, а когда я стала постарше, «Кавказский пленник», «Капитанская дочка», «Повести Белкина» были не прочитаны, а «проглочены».

«Дубровский» же был зачитан до дыр в прямом смысле этого слова. «Опять надо странички подклеивать», — ворчала уже состарившаяся бабушка, но толку от её ворчания было не очень много. Сколько раз был мною прочитан «Дубровский» — я точно не скажу, но сотню — не меньше.

Единственным произведением, которого (видимо, в силу возраста) не поняла, был… (о, не торопитесь выносить отрицательных вердиктов!) «Евгений Онегин»!

Я думаю, что всё в этой жизни надо делать вовремя. И читать такие серьёзные вещи, как «Евгений Онегин» — тоже. В седьмом (или восьмом — уже сейчас не помню) классе дети просто не дорастают до того уровня, чтобы понимать такие сложные произведения. До них — хотим мы этого или не хотим — надо «дозреть». Поэтому проходить «Евгения Онегина» надо не раньше десятого класса, когда детское восприятие мира потихонечку уступает место восприятию «взрослому». Проходить же его раньше — пустая трата времени. Это моё личное мнение.

Учителей же по литературе за время учёбы в школе у нас, например, сменилось приличное количество. Уроки литературы заменялись математикой, физикой, химией и бог его ведает чем ещё. Нет, против того, что математику надо знать, я ничего не имею. Но довольно сложные произведения классиков надо «помогать» понять, иначе они просто не будут поняты. Или заброшены в какой-нибудь дальний уголок памяти: дескать, что-то читал, но до конца не домыслил. Вроде знаю о чём речь, а спросят что-то поконкретнее — я и запутался. И единственное, на что способен — это привести пару-тройку цитат из всем известного произведения.

«Нас всех учили понемногу — чему-нибудь и как-нибудь», — куда уж точнее?

Когда я училась в педагогическом институте, мне часто приходилось слышать от учеников, что такие писатели, как Пушкин, Лермонтов, Некрасов, уже несовременны. И хотя я преподаю не литературу, а иностранный язык, и образование у меня не филологическое, я хочу высказать своё мнение по данному вопросу.

Современен ли Пушкин сегодня? Думаю, что да. Современен потому, что именно с Пушкина началась эпоха особой классической литературы, которая не существовала ранее. Мы имеем полное право гордиться нашей художественной литературой как своим великим национальным достоянием. Ни у одного народа не возникало в столь короткий период времени такой могучей семьи гигантов, таких величайших мастеров художественного слова, такого ярчайшего созвездия блистательных имён, как в русской литературе XVIII-го, первой половины XIX века. Но именно Пушкина до сих пор мы называем величайшим поэтом русского народа, родоначальником русской классической литературы, началом всех начал.

Здесь хотелось бы отметить роль няни Пушкина Арины Родионовны — в становлении литературной деятельности писателя. Певучее народное слово в преданиях, стихотворениях и сказках няни на всю жизнь закрепилось в сознании будущего основоположника русской классической литературы.

Рисунок А. С. Пушкина, предположительно изображающий Арину Родионовну в молодости и в старости, 1828 г.
Рисунок А. С. Пушкина, предположительно изображающий Арину Родионовну в молодости и в старости, 1828 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Также нельзя не отметить того факта, что литературная деятельность Пушкина развернулась в одну из критических эпох мировой истории — период начавшейся ломки старых отношений, которые складывались веками. Это было время войн, политических переворотов, революционных движений.

Тринадцатилетним мальчиком Пушкин был свидетелем Отечественной войны 1812 года. Когда ему было двадцать шесть лет, произошло первое в России вооружённое восстание против царизма — восстание декабристов 14 декабря 1825 года.

Гениальная творческая одарённость сочеталась в Пушкине с передовым мировоззрением. Заря русской революции — движение декабристов — вывела за собой «Солнце русской литературы». Именно тогда поэт сумел, как никто другой, приблизиться к народному слову, к народному духу, сумел создать произведения, которые сыграли великую роль в деле идейно-эстетического воспитания народа. Это были произведения, которые смогли стать близкими, нужными и понятными самым широким народным массам.

И. Е. Репин, «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года», 1911 г.
И. Е. Репин, «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года», 1911 г.
Фото: artchive.ru

Если рассматривать литературную деятельность Пушкина с точки зрения сегодняшнего дня, можно сказать, что она завершила почти полуторавековой процесс становления национальной русской литературы. В литературном творчестве Пушкина наглядно раскрылись мощь и богатство русского языка, о которых с гордостью писал Ломоносов. Вместе с тем Пушкин придал русскому языку небывалые дотоле лад и гармонию.

  • Закрепление в своих великих творениях общенационального, всем понятного и доступного языка является одной из важнейших, имеющих величайшее культурно-историческое значение сторон литературного дела Пушкина. Уже одного этого достаточно для того, чтобы по праву считать Пушкина национальным поэтом, произведения которого современны и в наши дни.

До Пушкина на художественную литературу смотрели или как на развлечение, или, в лучшем случае, как на удобное средство для выражения взглядов того или иного писателя.

  • Пушкин впервые раскрыл великое самостоятельное значение художественной литературы как специфической формы отражения и познания действительности.

Поэт особенно ценил в произведениях литературы «мысль», составляющую, по его словам, «истинную жизнь» созданий художественного слова. Названия поэзии, считал он, заслуживают не «гладкие стишки», а «глубокие чувства и поэтические мысли». Пушкин неустанно и настойчиво боролся за передовую, идейную содержательность литературы.

«Не мешало бы нашим поэтам иметь сумму идей гораздо позначительнее, чем у них обыкновенно водится», — писал он почти в самом начале своего творческого пути. Однако как эти слова актуальны в наше время!

  • Поднимая коренные вопросы русской действительности, Пушкин очень широко отражал различные стороны русской национальной жизни.
Рафал Ольбиньский, «Евгений Онегин»
Рафал Ольбиньский, «Евгений Онегин»
Фото: artchive.ru

В созданных образах Онегина, Ленского, Троекурова, Германа были олицетворены наиболее социально существенные явления его времени. В лице многих героев (от Татьяны Лариной до Пугачёва) Пушкин дал великолепное художественное воплощение многим лучшим чертам русского национального характера. Он глядел на своих героев русскими глазами, чувствовал русским сердцем. И на этих его произведениях лежит печать ясности ума, душевного здоровья, внутренней честности и благородства, высокого жизнеутверждающего мужества, веры в будущее, в победу сил разума и света над силами тьмы.

  • Художественно воплощён Пушкиным и русский идеал прекрасного, являющийся выражением демократического характера и глубоко реалистической сущности пушкинского творчества.

Обращая свои поэтические творения не к узкому кругу «знатоков» и литературных гурманов, а ко всему народу, Пушкин стремился сделать их максимально доступными, доходчивыми.

Так, свой поворот в 30-х годах XIX столетия к художественной прозе он прямо объяснял тем, что «повести и романы читаются всеми и везде». Но и свои стихотворные произведения Пушкин писал так, чтобы они могли читаться «всеми и везде». Я бы добавила «всеми, везде и всегда», так как пушкинские произведения дошли до наших дней и не потеряли своей насущности. Принцип общенародной доступности и прекрасной красоты был завещан Пушкиным последующей русской литературе.

П. П. Кончаловский, «Пушкин в Михайловском», 1940 г.
П. П. Кончаловский, «Пушкин в Михайловском», 1940 г.
Фото: artchive.ru

Писатель беспримерной, единственной в своём роде гениальной одарённости, Пушкин был ещё и великим тружеником. Критерий труда — это ещё одно свидетельство глубокой народности Пушкина — служил для него той мерой, которой определял он ценность человека.

Пётр I был в глазах Пушкина именно потому велик, что он «на троне вечный был работник». Весьма красноречиво и обращение Пушкина к сосланным на каторгу декабристам: «Не пропадёт ваш скорбный труд». Труд, считал поэт, никогда не пропадает. Отсутствие труда делает жизнь не только ненужной, бесплодной и безрадостной, но и делает самого человека ни к чему не способным. Разве призывы Пушкина к труду не актуальны в наши дни?

Отсутствие желания трудиться подвело главного героя «Евгения Онегина». Когда ему наскучила светская жизнь, он хотел заняться сочинительством, но «ничто не вышло из-под пера его». Именно упорный, постоянный труд, «без коего нет истинно великого», является абсолютно необходимым условием для писателя. В то же время творческий писательский труд должен быть «пламенным», «живым», «одушевлённым», «вдохновенным».

«Я знал и труд, и вдохновенье», — писал о себе великий поэт. Это пушкинское наследие в наше время нужно всем: и читающим Пушкина, и тем, кто пишет, создаёт свои произведения. Ведь Пушкин живёт в сердце каждого из нас как родоначальник, заложивший основы национального русского языка и национальной русской литературы.

В завершение хотелось бы также отметить, что творчество А. С. Пушкина было настолько ярким по своей сути, что почти все крупные произведения, вышедшие из-под его пера («Алеко», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила»), были положены на музыку. И в наше время практически все театры обязательно имеют в своём репертуаре оперы и балеты, поставленные по произведениям Пушкина. Это является ещё одним величайшим доказательством бессмертного гения Пушкина и потребности общения с ним сегодня.

Статья опубликована в выпуске 4.09.2019

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: