Христиан Ханс Херлуф Бидструп родился в Берлине 10 сентября 1912 года. Его отец, Хермунд Бидструп, был маляром. И художником-декоратором. И перекати-полем. За 12 лет он изъездил всю Европу, бывал даже в Египте и Палестине. Когда работал в Берлине, встретил девушку, которая растопила его сердце. Эта девушка, Августа Эмма Берта Шмидт, стала его женой и матерью его детей.
Херлуфу было всего 2 года, когда началась Первая мировая война. Его отец не поддался патриотическому угару и не пошел на войну добровольцем. Он был подданным Дании, видимо, поэтому его не забрали армию… Зато арестовали по подозрению в шпионаже. Но повезло, папу выпустили из тюрьмы. И вскоре они уехали в Данию. Ведь отца могли арестовать еще раз и это могло бы для него плохо кончиться.
В Дании они несколько лет бедствовали и муниципальное жилье получили не сразу. А потом пришла «испанка» — и Херлуф чуть не стал сиротой. К счастью, его родители смогли выкарабкаться. Мы, помнящие «корону», способны понять, что тогда творилось в мире.
Воспоминания Херлуфа Бидструпа о Первой мировой — скорее несколько обрывочны. С особой ненавистью он вспоминал запах и вкус супа из кольраби — на другие блюда у них не было денег. Всю жизнь потом он ненавидел и капусту кольраби, и суп из нее.
Страсть отца к рисованию передалась его старшему сыну. Первые сделанные им карикатуры датируются началом 1920-х (видел одну от 1922 года). Отец поддерживал дар сына. Учась в школе, мальчик часто рисовал своих одноклассников и учителей — то мелом на доске, то карандашом на листке бумаги из тетрадки.
В рисунках часто оказывалась зафиксированной любимая поза или типичное выражение лица очередной невольной модели художника. Все, кроме того, кто был нарисован — смеялись. В общем, большой любви педагогического состава и одноклассников молодой художник не снискал.
В старших классах школы Херлуф посещал художественное училище, где учился основам рисования. Сразу после школы он поступил в Королевскую академию художеств. Однако, учась в академии, молодой человек понял, что его манит графика, а не написание картин маслом.
Уже к середине 1930-х годов Херлуф совершенно случайно попал в политику. Он слушал речь Гитлера по радио (в Дании было отлично слышно Берлинское радио). И, слушая его, он так живо представил себе оратора, что начал рисовать. Получилась серия рисунков, которую напечатали в журнале Kulturkampen. Под картинками были размещены цитаты из речи Гитлера. Серию назвали «Рисунки Бидструпа. Текст Адольфа Гитлера». Серия имела успех, но денег автору не принесла, газета была очень бедная.
После получения диплома Херлуф стал пытаться как-то заработать, не желая сидеть на шее у родителей. А поскольку он особенно хорошо умел только рисовать, стал приспосабливаться к ситуации.
Так, он ежегодно был в технической команде велосипедной гонки, проводимой в Копенгагене. Там был нужен художник для рисования сиюминутных состояний: кто из спортсменов находится на каком месте в гонке и в каком месте города; на какой улице находятся спортсмены, составлявшие «голову» гонки. Рисовалось все это на маленьких табличках, которые потом проецировались на огромный экран. Кроме того, он рисовал на таких же табличках рекламные плакатики — в перерывах между информационными сообщениями на большой экран выводилась именно реклама.
Художник работал еще и в городских ревю. Он рисовал на обнаженных спинах танцовщиц различные изображения, и когда они, повернувшись спиной к залу, этими самыми спинами крутили — картинки двигались, как живые. Публике нравилось, и на такую графику тоже был спрос.
Художник время от времени печатался в Kulturkampen, но это не давало ему денег, хотя среди читателей он стал популярен. Но вот Berlingske Tidende, уважаемая буржуазная газета, предложила Херлуфу вступить в штат, обещая неплохо платить за его работу. Правда, от автора потребовали исключить комиксы с политическим подтекстом. Платили хорошо — и художник согласился. Он создал более 70 циклов смешных комиксов на бытовые темы. Слава его росла. Но пока лишь в границах его родной Дании.
В 1940 году пришли немцы, началась оккупация. Но все шло очень вежливо и мягко. Херлуфа не тронули, хотя до оккупации он был замечен в антинемецком образе мыслей. В годы оккупации молодой художник сотрудничал с разными изданиями, некоторые серии рисунков имели скрытый антигитлеровский контекст.
А 1943 году Бидструп тайно вступил в компартию Дании и начал сотрудничать с подпольной коммунистической газетой. Для заработка он регулярно рисовал бытовые смешные комиксы для воскресной Social-Demokraten.
Закончилась Вторая мировая, Херлуф Битструп начал открыто сотрудничать с коммунистическими изданиями. Однако и смешные бытовые сценки он тоже продолжал рисовать. Теперь, когда его настигла общеевропейская слава, он смог сам выбирать, с каким изданием сотрудничать.
В СССР его творчество ценили очень высоко, издания его комиксов перепечатывались многократно — вышло более 10 различных выпусков. Один раз у нас был выпущен четырехтомник его комиксов — и его тоже несколько раз допечатывали.
Херлуф Бидструп был награжден орденами Трудового Красного Знамени и Дружбы Народов, а также стал лауреатом Международной Ленинской Премии «За укрепление дружбы между народами».
В браке у него родилось трое детей, двое из которых тоже стали художниками. Умер художник в декабре 1988 года.
Знакомое имя запомнилось со школы, но ничего не ведал из биографии. Спасибо за просвещение.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Леонид Котляр, я и сам почти ничего про него не знал, а вот тут столкнулся в ним и его карикатурами (после того, как лет примерно 40 обходился без него) - и решил посмотреть, кто он да что он. Показалось очень интересно.
0 Ответить
Игорь Вадимов, Вы просто большой мастер интересного, желаю новых творческих успехов.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо на добром слове, Леонид.
0 Ответить