Впрочем, скорость здесь неважна, главное — как выглядел этот красавец. Рама была деревянная, руль уже присутствовал, правда, самое главное — не было педалей, которые появились несколько позже.
Практически тут же немцы окрестили это изобретение «дрезиной», это слово присутствует и в русском языке, обозначая тележку, передвигаемую механически по рельсам. Дрезина в нынешнем ее виде введена на железной дороге с 1839 года и была названа в честь барона Карла фон Дреза.
Лесничий-изобретатель
Честно говоря, о самом фон Дрезе в Интернете почерпнуть практически нечего, только два-три коротких упоминания о том, что он, помимо первого, похожего на современный, велосипеда, изобрел еще в середине XIX века мясорубку и пишущую машинку. Изредка указывается на то, что он работал лесничим, кое-где присутствуют годы жизни.
Прямо скажем, негусто. А потому, думаю, читателям будет небезынтересно узнать о фон Дрезе более подробно. Восстановить «справедливость» мне помогли мои немецкие друзья, за что им большое спасибо.
Итак, фон Дрез появился на свет 29 апреля 1785 года в семье баденского надворного советника Карла Вильгельма Фридриха Людвига Дреза и его жены Эрнестины Кристины. Советник играл не последнюю роль в жизни баденского общества, а потому крестным отцом малютки стал Карл Фридрих — правящий маркграф Бадена. Местный «монарх» живо интересовался успехами своего крестника, именно он и предложил в 1800 году, когда Карл окончил местный лицей, определить его в частное лесное училище в Пфорцхейме, чтобы парень имел неплохую профессию в будущем.
Как ни странно, но профилирующими предметами в этом учебном заведении, помимо, собственно, ботаники и специализации — леса, были математика и архитектура. Фон Дрез-младший был прилежным учеником, во всяком случае, спустя несколько лет ему предложили место преподавателя, что, согласитесь, случается не с каждым бывшим студентом.
Между тем отец продолжал движение по карьерной лестнице и в 1810 году стал президентом верховного суда маркграфства. Семья была вынуждена переехать в Мангейм. А через год фон Дрез-младший окончательно стал лесничим, получив в свои владения несколько гектаров прекрасного баденского леса.
То ли целительный воздух этой курортной части Германии, то ли возможность предаваться мыслительному процессу в полном покое подальше от людей, но что-то сослужило хорошую службу. Первым изобретением барона стала специальная машинка, с помощью которой можно было наносить все пять линий на нотную бумагу автоматически. Это было встречено на «ура» потому, что расчерчивать самостоятельно линии на бумаге — весьма нудное занятие.
«Быстрые ноги»
Следующим детищем барона стали две четырехколесные машины, которые можно было приводить в движение с помощью мускульной силы. Один из аналогов нынешнего автомобиля фон Дрез представил в Венском конгрессе в 1814 году.
Но уже тогда в адрес изобретателя было высказано немало замечаний ввиду того, что его машина, во-первых, недостаточно быстро двигалась, во-вторых, требовала от ездока недюжинных физических усилий и, наконец, при езде на пересеченной местности трясла так, что все внутренности выворачивала. Нельзя ли как-то усовершенствовать этот «костотряс»?
Этим изобретатель и занялся. Для того чтобы уменьшить мускульную силу, необходимую для разгона неповоротливой машины, он решил сократить число колес до двух. Вторым этапом в истории изобретения стало появление рулевого колеса, которое заметно повысило маневренность. Все это позволило увеличить скорость передвижения.
А потом процесс совершенствования «велосипеда» (в переводе с латыни — «быстрые ноги») начал развиваться очень стремительно. На деревянных колесах появились металлические ободы, ездокам выдавалась специальная обувь, предохраняющая ноги от ушибов, у руля крепятся специальные приспособления для отпугивания собак. Словом, фон Дрез выпустил джина из бутылки, а дальше его судьбой начали заниматься другие…
Особую популярность велосипеды фон Дреза получили после 1816 года, когда произошла суровая природная аномалия. В течение лета несколько раз выпадал снег, урожай был практически убит на корню, домашний скот вырезали, потому что его нечем было кормить. А вскоре такая же участь постигла и лошадей. Их стало катастрофически не хватать, вот люди и обратились к деревянной машине фон Дреза.
Однако начальство изобретателя было далеко не в восторге от того, что лесничий отвлекается от выполнения служебных обязанностей на придумывание всяких вещей. К тому же в те времена побочный заработок не то чтобы не приветствовался, а был категорически запрещен. Так что фон Дрез на своем увлечении нес только убытки. И его счастье, что отец всячески поддерживал чудачества сына, в том числе и материально.
Но нет худа без добра. Однажды чудо-самокат увидел 10-летний наследник престола. Велосипед так ему понравился, что он упросил короля щедро наградить изобретателя. Но что такое щедрость монаршей особы? Фон Дрезу выплатили незначительную премию и стали доплачивать определенную сумму в качестве вознаграждения каждый месяц. Это позволило изобретателю совершить большое заокеанское путешествие с целью пропаганды своего велосипеда.
Берегите отцов
Он отправился в Бразилию, а потом в Соединенные Штаты. И здесь был вынужден с горечью признать, что его детище доставляет массу хлопот. Дело в том, что и в те далекие времена велосипедисты не очень-то любили ездить по тряской дороге, а все старались свернуть на гладкий тротуар, развивая на нем приличную скорость. Когда число «продвинутых» ездоков по тротуару стало немыслимо большим и они просто выжили пешеходов, полиция приняла меры. В некоторых штатах велосипед решили убрать в особые места.
Спустя пять лет, в 1827 году, фон Дрез был вынужден вернуться в Мангейм из-за того, что тяжело заболел отец. Последним изобретением сына, которое увидел фон Дрез-старший, была пишущая машинка на 16 клавиш. Говорят, эта вещица очень понравилась больному. Но остановить его болезнь, к сожалению, не смогла. Он скончался в 1830 году, оставив после себя не столько друзей, сколько многочисленных врагов, которые, естественно, попытались отыграться на сыне.
Нервотрепка с различными судами, денежные разборки и прочие атрибуты стресса доконали и фон Дреза-младшего, у которого в 1837 году случился инсульт. После выздоровления он просто сбежал от людей, вернувшись в лес. Поселившись в доме у ручья, Карл постепенно приходил в себя и вновь занялся изобретательством. Он решил поставить свой первый велосипед на железнодорожные рельсы, что и удалось. Дрезина навеки обессмертила его имя…
Роскомнадзор: сайт нарушает закон РФ
К сожалению, точной даты изобретения мясорубки нет, но во многих источниках ее автором называется именно фон Дрез. До этого для шинковки мяса люди пользовались полукруглыми ножами с двумя ручками…
Революцию 1849 года Карл фон Дрез встретил с большим пониманием. Во многом из-за того, что она позволяла ему поквитаться с врагами отца, давно ставшими его собственными врагами. Но революция была быстро подавлена, а с фон Дрезом рассчитались по полной программе. Его признали психически ненормальным человеком, все имущество описали и расхватали, стипендию отменили. Одним словом, обрекли великого изобретателя на голод и нищету.
Такой поворот событий окончательно сломил талантливого человека. Он скончался 10 декабря 1850 года в Карлсруэ, городе, в котором и родился.
Надо сказать, что потомки оказались к нему гораздо более почтительны. Сегодня этот город по праву гордится тем, что в нем родился и почил один из знаменитых сынов Германии — Карл фон Дрез.
= ...Если изобретён велосипед, швейная машинка, застёжка молния и липучка, не говоря уж об интернете, почему по-прежнему возникают войны, как сейчас на Украине? Лично меня заедает, почему во всём этом мире не принят на ура велосипед AUTOBIKE по патенту США. Я даже написал статью "AUTOBIKE. Что это за зверь?", которая и сейчас светится на ШЖ. Череду таких статей след бы продолжить. Оценка: 5+!
1 Ответить
Отличная статья, благодарю.
0 Ответить
лестнице, и в 1810 году - запятая не нужна, имхо.
Очень понравилось. Узнал больше, чем ожидал.
Теперь ясно, что название "дрезина" - не плод воображения пьяного кочегара.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юр, пятерка с благодарностью за интересную статью. Ничегошеньки не знала из написанного
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень длинная статья. в правилах оговорено, что объём - 3000 - 4000 знаков с пробелами, а у вас около 8000, то есть в 2 раза больше. поэтому тяжело читать.
тема хорошая, интересная, но слишком много...
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Наташа, а Вам интересно читать что-то выставленое в течение трех дней, тремя подачами?
Темы и проблемы бывают разные. Например, возьмите того же фон Дреза и попробуйте о нем хоть что-то найти...
Давайте думать и о тех, кому этот материал может пригодиться, например, при подготовке к семинару, реферату и т.д.
Для этого и происходит разбивка материала внутри его самого...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Москаленко, "Бес изобретательства" преследует меня до сих пор. Уже лет под 20 назад в Кишинёве я сделал "глубокий тюнинг" известной шумной каталке на ш/подшипниках с подвижной рамой в виде трапеции. Это ТС уже стало походить на картинг: я добавил сиденье со спинкой, тормоз и ...рулевую дужку, как у велосипеда Дреза. Применил колёса с резиновыми шинками. Дизель сразу застолбил своё авторство, а Дреза как-то растворился и я только сегодня из этой статьи узнал, что дрезина называется в честь Дреза. Кста.., дрезина хорошо показана в фильме "Путёвка в жизнь". Кадры из этого фильма с дрезиной можно разыскать. Тема изобретательства на ШЖ как-то затёрта кулинарией, психологией, тестами, способами навариться на халяву етс. В заявлении о приёме в ШЖ я писал, что надеюсь найти единомышленников по интересу к изобретательству. Раньше были два-три автора, а сейчас "это дело" затухло.
Вытаскивайте ещё мало известных изобретателей. Оценка:5 (Замираю в ожидании отправки сообщения) ...на этот раз пронесло.
0 Ответить