Романтик советского кино
Как шутили друзья Владимира Петровича, этой картиной он отрабатывал «аванс», выданный ему советскими властями, — в 1969 году ему, наконец, присвоили звание «Заслуженный работник культуры РСФСР», заметьте, даже не СССР. Но звание-то присвоили за другой фильм, «Мертвый сезон», о советском разведчике, роль которого блестяще сыграл Донатас Банионис, а сценарий к фильму написал именно Вайншток под псевдонимом Владимир Владимиров. Кстати, мало кто знает, что говорящего с явным прибалтийским акцентом Баниониса озвучивал ни кто иной, как «Шурик», Александр Демьяненко, так что вы не удивляйтесь, если вам почудятся в голосе разведчика Ладейникова знакомые нотки…
Владимир Петрович — один из наиболее «закрытых» советских режиссеров, о нем писали очень немного, а потому те немногочисленные факты, которые «раскрыты», представляют определенную ценность.
Итак, что мы знаем о Вайнштоке? То, что он родился в Северной Пальмире, а его юность пришлась на революцию и гражданскую войну. В 16-летнем возрасте Владимир поступил на учебу в Ленинградский институт экранных искусств (его создали одним из первых, что само по себе удивительно. В стране разруха и голод, а люди думают об искусстве). Первый свой фильм — «Спасайте миллионы» — Владимир снял, будучи второкурсником, и в том же, 1925 году написал первый сценарий, по которому уже в следующем году был снят фильм «Сталь». Естественно, он был посвящен героическим будням советского народа, поднимающего из руин страну.
Но самым значительным в период становления стал фильм «Актер поневоле». Сегодня, к сожалению, копии фильма не сохранилось, а потому содержание его неизвестно. Есть только ссылка на один протокол ГРК, в котором картина была запрещена к показу, но сам документ тоже не сохранился. Есть предположения, что это была комедия, в которой власти увидели пародию на Советскую власть. Ведь аналогии с актером поневоле можно строить и строить… например, несостоявшийся священник, который поневоле стал руководителем государства…
Еврейский сын английского капитана
Неудача с фильмом не смутила Вайнштока. Каждый год, по 1932-й включительно, он выпускал новую кинокартину. Но каждый раз он был вынужден признать, что зрителя «не зацепило». Тогда Владимир Петрович решил не частить, а заняться съемками серьезнее. «Выстрелить» решил фильмом «Дети капитана Гранта», тем более, писатель-романтик и фантаст Жюль Верн пользовался большим спросом в библиотеках.
Надо признать, что самым трудоемким процессом, стал подбор исполнителя на роль Роберта Гранта. Популярные ныне кастинги существовали и 70 лет назад, но просмотрев свыше 300 мальчиков, Вайншток так и нее сумел ни на ком остановить свой выбор. И тогда на помощь пришла пресса. В популярной газете «Вечерняя Москва» появилось объявление, что для съемок в фильме требуется мальчик с английской внешностью.
Это объявление прочитала одна из ассистенток съемочной группы по фамилии Сегель, и решилась привести своего 13-летнего сына Яшу. Белокурый мальчик-еврей так поразил Вайнштока своей внешностью, что он отдал роль именно юному Сегелю. И не прогадал — Яша настолько вжился в роль, что многие зрители были уверены, что мальчик настоящий, английский.
Конечно, стопроцентно попал в фильм своими песнями Исаак Дунаевский, шлягер из этого фильма «Капитан, капитан, улыбнитесь» до сих пор будоражит умы мальчишек. А в те годы, под влиянием фильма, конкурсы в мореходные училища были гораздо многочисленнее, чем в МГУ.
И следующий фильм Вайнштоку удался — «Остров сокровищ»: пропитанный морской романтикой и приключениями, он стал любимейшим фильмом советской детворы и их родителей.
Все останется людям
В годы Великой Отечественной войны Владимир Петрович был назначен директором киностудии «Мосфильм», подарившей зрителям несколько интересных фильмов. Достаточно вспомнить, что в эвакуации закончил свой фильм «Свинарка и пастух» Иван Пырьев, а картина «В шесть часов вечера после войны» поддерживала в бойцах и командирах веру в том, что победа будет за нами. Напомню, что он появился на экранах в 1944 году.
Творческий перерыв в режиссуре Владимира Вайнштока продолжался ровно 35 лет! С 1937 по 1972 годы. Но зато каким стало продолжение! Легендарный «Всадник без головы». Оглушительный успех фильма объяснялся еще и тем, что это было совместное советско-кубинское производство, половину ролей в нем с блеском исполнили зарубежные актеры, а пейзажи Кубы придали экранизации романа неповторимый колорит и создали атмосферу естественности. Кстати, Вайншток выступил и как режиссер, и как сценарист. К тому времени были изданы и три книги режиссера и сценариста — исторические очерки «Путешествие в далекое и близкое», «Времена и люди», «Новое путешествие в далекое и близкое».
На следующий год после «Всадника» вышли сразу две картины в жанре вестерна — «Сломанная подкова» и «Вооружен и очень опасен». Для первого Вайншток написал сценарий совместно с Павлом Флинном, второй еще и снял самостоятельно, помимо сценария. Но эти фильмы стали лебединой песней Владимира Петровича.
Он ушел из жизни 18 октября 1978 года. В год, когда ему было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Но зритель не задумывается о наградах. Он приходит и смотрит фильмы. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что «Дети капитана Гранта», «Остров сокровищ» и «Всадник без головы» входят в сокровищницу отечественного кино!
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...