Впрочем, отец зарабатывал сущие гроши и, чтобы не «заморить» голодом свою многочисленную семью, мельник был вынужден переехать с домочадцами из деревеньки в Лондон. Но и здесь удача не очень-то улыбалась этому вечному труженику. В конце концов, он заболел и умер в тот год, когда младший Генри отучился первый год в начальной школе.
Терпенье и труд все перетрут!
После похорон отца Генри оказался на улице. В том смысле, что вынужден был подрабатывать себе на жизнь. Вначале он продавал газеты, затем устроился разносчиком телеграмм. По иронии судьбы он доставлял почту в лондонском районе Вест-Энд именно тогда, когда в семье аристократов родился его будущий компаньон Чарльз Роллс. Случилось это в 1877 году, правда, историкам так и не удалось доказать, что поздравительные телеграммы в адрес миссис Роллс доставил именно 14-летний Генри. Но вероятность этого весьма высокая…
Как только родная тетка Генри увидела, что из мальчишки будет толк, она заплатила за то, чтобы его приняли учеником в железнодорожные мастерские. Это была его первая инженерная «школа», в которой Ройс проявил себя блистательным учеником, уже через полгода освоив пару-тройку специальностей. А через три года мог паровоз разбирать, как «дембель» автомат, с завязанными глазами.
Но не только этим удивлял парнишка своих товарищей по работе. А еще и тем, что вечерами увлечено занимался самообразованием, вначале проштудировал учебник по алгебре, спустя некоторое время научился свободно изъясняться на французском, но больше всего его «захватил» учебник по электротехнике. Он его выучил так, что мог цитировать с любой страницы, но самое главное — мир электричества перестал быть для него темным лесом.
Из мастерских пришлось уйти, но его охотно взяли в одну из лондонских электротехнических компаний. И опять Генри казался «белой вороной» — вместо того, чтобы сидеть с друзьями в пабе после окончания рабочего дня, он бежал на вечерние лекции в Политехнический университет. И, в конце концов, получил диплом инженера в возрасте 21 года.
От дверных замков к подъемным кранам и автомобилям
К несчастью, а скорее все-таки к счастью, фирма, в которой трудился Ройс, обанкротилась, и Генри остался без работы. Такой перспективный инженер был нарасхват в любом другом учреждении, но он опять продемонстрировал решительность: вместо того, чтобы наниматься к кому-то, он вместе с коллегой и другом Эрнестом Кларемонтом открыл собственную фирму, с капиталом всего в 70 фунтов. Крутились компаньоны, как белки в колесе, на сон времени практически не оставалось. Выпускали небольшие электрические устройства — дверные звонки, патроны, переключатели.
Можно ли на этом разбогатеть? Вряд ли, скажет современный бизнесмен. Но тогда, когда все эти вещи были относительно в новинку, дела пошли в гору. До такой степени, что спустя 10 лет после начала предпринимательской деятельности друзья смогли открыть новое производство — постройку подъемных кранов. Вы не поверите, но их выпуск был остановлен только в 1964 году, почти через 30 лет после смерти самого Ройса…
Но вернемся на рубеж двух веков. Из мальчишки-продавца газет к этому времени Генри превратился в респектабельного господина, который предпочитал использовать все технические новинки. Так, в 1901 году он смог позволить себе купить автомобиль. Это был «француз» De Dion, но внешний вид оказался куда привлекательнее, чем само качество. Когда Ройс сделал первый пробный круг, ему стало страшно. Показалось, что эта смесь «консервной банки и сноповязалки» развалится прямо под ним: все дребезжало, скрипело, на ухабах Генри даже прикусил язык.
Езда без удовольствия все равно, что чистка зубов без зубной пасты. Надо ли говорить, что Генри взялся лично довести автомобиль до ума. Разобрал «карету» до основания, притер к друг другу детали и сочленения, качественно улучшил рессору, внес определенные изменения в двигатель, словом, превратил полуфабрикат в настоящую конфетку.
Но кое-что самому Ройсу по-прежнему не нравилось в автомобиле. Он вдруг понял, что легче купить автомобиль № 2 и уже его довести до ума. Генри купил подержанный французский Decauvill, и вот тут оторвался на нем по полной. Во-первых, выполнил корпус из более легкого металла (автомобиль перестал быть чугунной гирей на колесиках), усовершенствовал двигатель (причем для него даже начал использовать особую фракцию бензина), где возможно придумал новые сочленения в ходовой части, снабдив их смазкой. К 1904 году автомобиль а-ля Ройс был готов.
Симбиоз денег и светлой головы
Однажды один знакомый Ройса свел его с аристократом Чарльзом Роллсом, который занимался импортом заграничных автомобилей. После короткого рукопожатия, Ройс предложил новому знакомому протестировать свой автомобиль. Чарли проехал кружок, другой, третий и был просто потрясен тем комфортом, который предложил ему Генри. Думаю, многие мужчины его поймут! Езда на удобном и мощном автомобиле сродни, наверное, полету к звездам!
Роллс тут же загорелся идеей выпускать «быстроногие железные скакуны», едва вымолвив: «Готов вложить любые деньги». Вот так они и сошлись: Генри Ройс и Чарли Роллс — «принц» и «нищий», денежный мешок и светлая голова. Первый автомобиль «Роллс-Ройс» был выпущен в 1904 году, и почти четыре года назад отмечал свое 100-летие.
Спустя семь лет Ройс тяжело заболел, в 1912 году перенес операцию, после которой врачи развели руками и вынесли вердикт: безнадежен. Но если Генри и был безнадежным, то безнадежным оптимистом. Он выкарабкался смерти вопреки. Вот только на завод был уже не ходок: чертежи приносили ему домой, а он вносил в них свои коррективы.
В годы первой мировой войны вся британская авиация была снабжена двигателями Ройса, за что он спустя некоторое время был посвящен в рыцари.
К сожалению, судьба его молодого друга была более трагична. Роллс был одним из первых, кто пересек на биплане Ла-Манш с новым мировым рекордом: 42 мили он преодолел за 90 минут. Королевская семья прислала ему поздравления. А спустя чуть больше месяца Чарльз на соревновании на точность приземления на глазах у многотысячной публики пытался победить. Но внезапно хвост самолета отвалился, а сам он рухнул на землю. Когда Роллса вытащили из кабины, он был мертв…
А сэр Генри Ройс скончался 22 апреля 1933 года. На его прижизненном памятнике есть такие строки: «Генри Ройс, инженер, родившийся в 1863 в Этуолтоне. Обделённый в детстве, он обучился всему сам. Среди его трудов — проектирование и постройка автомобилей Rolls-Royce, завоевавших всемирное признание, внёсших важнейший вклад в Великую Войну, и проектирование авиамоторов Rolls-Royce, на которые приходилось больше мощности союзной авиации, чем на какие-либо другие. Аэропланы с его моторами пересекли Атлантику за 16 часов и были первыми, долетевшими из Англии до Австралии…»
Малоизвестная разрабока Генри Ройса - Легалимит, созданный для конкуренции с бесшумными и бездымными электромобилями, кстати, первый в мире автомобиль, оснащённый V-образным 8-цилиндровым мотором. Таких машин сделали всего 3, четвёртую только заложили, но так и не закончили, отказавшись от этой конструкции в пользу знаменитой модели 40/50.
А вы знаете, что за день до смерти сэр Генри Ройс набросал схему подвески, впоследствии применявшейся на Роллс-Ройсах до 60-х годов?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А какие они делали краны? Наверно, уж не такие сложные, как в Паровой Цитадели инженера Стима?
Сотрудник службы безопасности консорциума О`Хара Альфред, управляющий краном.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Статья хорошая. Только несколько неточностей есть.
Отец Ройса был не мельником, а управляющим небольшой паровой мельницы, или мукомольной фабрики.
В 1-ю Мировую не на всех английских самолётах стояли моторы Ройса - на Сопвичах стояли моторы Бентли, который даже ещё не планировал тогда заниматься автомобилями.
Фамилия компаньона Ройса звучит "Клермонт".
Кста, до аэрлпланов сэр Роллс занимался аэростатами и возил свой аэростат на специальном Роллс-Ройсе, который сохранился. Я вам и фото показать могу, если хотите.
А вот один из моих Ройсов.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Согласна! Очень интересно! 5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень любопытно.5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Как во всех ваших статьях, так и в этой, много интересной и полезной информации. Читаб всегда с боьшим интересом. Спасибо Вам. 5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить