Из пастухов в графья
Дети отца боялись, а матери старались помогать. Причем, все они с малолетства были приучены к труду. Кто-то занимался огородом, младшие пасли сначала гусей, потом — скотину, а пределом мечтаний был выпас волов. Эти огромные и неповоротливые животные доставляли меньше всего хлопот. Но все равно Кирюше пришлось в детстве хлебнуть немало горя…
Если бы не счастливый билет, который вытянул в Санкт-Петербурге его старший брат Алексей, которого младший совсем не помнил, так как того забрали в певческий хор в Санкт-Петербург тогда, когда Кириллу исполнилось всего три года, судьба наверняка сложилась бы иначе. Но Алексей сумел не только стать интимным другом для императрицы, но, получив из ее рук графский титул, перевез свою родню в столицу.
В 14-летнем возрасте Кирилл был отправлен за границу для учебы. Делалось это инкогнито, чтобы не будоражить придворных. В 1743 году Кирилл Разумовский стал студентом Кёнигсбергского университета. Он проучился два года и даже отметил вместе со всеми 200-летие университета, когда прусский король Фридрих II выделил специальные средства на иллюминацию и водные прогулки студентов. Кстати, один из самых известных немецких философов Иммануил Кант учился в «Альбертине», как называли университет, вместе с Разумовским…
Соученик великого Канта
Но помимо Кёнигсберга Кирилл отметился и в Италии, и во Франции, где тоже впистывал в себя европейскую культуру. А потому, когда весной 1745 года он возвратился в Санкт-Петербург и предстал пред светлые очи императрицы, Елизавета Петровна увидела вместо сельского паренька юного аристократа с безукоризненными манерами, одетого по последней парижской моде, отлично владевшего французским и немецким языками. Ей захотелось сделать что-то приятное для брата своего тайного мужа, и она устроила брак Кирилла с одной из самых сановитых невест — Екатериной Нарышкиной. И не ошиблась! Супруги прожили душа в душу, причем Екатерина подарила своему мужу шестерых сыновей и пятерых дочерей.
Безошибочно поступила императрица и в другом, когда решилась назначить 18-летнего (!) юношу президентом Петербургской Академии наук! И пусть кто-то шипел, что у молодого человека нет ни одной научной работы! Он старался на этом высоком посту не делать резких движений: никогда не рубил с плеча, а когда чувствовал, что за той или иной работой большое будущее, всегда старался продвигать ее, не забывая помогать при этом и ученому…
24 апреля 1750 г. Кирилл Разумовский был единогласно избран в Глухове в гетманы Украины. До этого, после смерти гетмана Апостола в 1734 г., Малороссия управлялась временной коллегией из 12 человек, что было не совсем удобно, так как взгляды на жизнь среди этой дюжины были разные. Жаль, что Никита Сергеевич Михалков не поставил фильм из этого периода украинской жизни, например, «Двенадцать. Предтеча».
«Идиалльный» президент
Кроме гетманского звания, приравнивавшегося в торжественных случаях к фельдмаршальскому, Разумовский получил и все гетманские доходы, собранные со дня смерти предыдущего гетмана, увеличив тем самым и без того огромное состояние. Он провел на Украине ряд экономических и административных мероприятий в интересах укрепления шляхетства и купечества, заботился о развитии украинской культуры, провел всеобщую перепись населения.
Но пока он жил в Глухове в Академии наук дела развивались не блестяще. Без «батьки» академики часто ссорились друг с другом, пытаясь доказать, кто из них «более матери истории ценен», так что гетману пришлось срочно возвращаться в столицу, где его встретили уже не с такими распростертыми объятиями, как в 1745 году. Во-первых, кто-то «накапал» Елизавете, что новый гетман заботится лишь о том, чтобы вся его многочисленная родня не осталась без должностей и поместий, тогда как другим к «кормушке» не пробиться. А, во-вторых, академики пожаловались, что у Разумовского есть любимец — Михаил Васильевич Ломоносов, а к остальным он достаточно холоден. Жаль, что из всех академиков на вручение Разумовскому гетманской булавы идиллией откликнулся только один из академиков, носивший фамилию именно Ломоносов. Для него президент был «идиалльным»…
Но Алексей Разумовский был еще в силе и не позволил «обижать маленького». Елизавета постаралась загладить свою холодность щедрыми подарками, отписав гетману город Батурин вместе с Почепом, Шептановской и Бакланской волостями. Справедливости ради, следует сказать, что и ее «сменщица» Екатерина II была очень расположена к Разумовскому (немке в первые годы правления пришлось заручиться поддержкой нескольких известных сановников), и в 1764 г. пожаловала ему город Гадяч с прилегающими селами и деревнями, и Быковскую волость.
Жадность гетмана сгубила
Конечно, Кириллу и Екатерине было скучновато в провинции, и, чтобы как-то скрасить свой быт, они чуть ли не каждый вечер устраивали в гетманском дворце пышные приемы, банкеты, балы, а также выступления певцов, концерты инструментальной музыки, театральные представления. Там ставили пьесы Эсхила, Шекспира, Мольера. У гетмана была великолепная библиотека: он регулярно получал новейшие русские, немецкие, французские, польские книги и газеты. До наших дней дошла бесценная коллекция музыкальных рукописей XVII- XVIII веков, собранная Разумовским. С другой стороны гетман преследовал вполне определенную цель — «подтянуть» образованность войсковых старшин, которые были лихими рубаками, но малокультурными людьми.
Впрочем, Разумовский сам себе «сломал» судьбу. В том же 1764 г. он обратился с просьбой к Екатерине II с тем, чтобы навеки закрепить «гетманство» за его наследниками. Такой наглости императрица снести не могла, и 10 ноября 1764 г. гетманство на Украине было ликвидировано, а он сам смещен со своего поста, получив в этот день взамен утраченного гетманства чин генерал-фельдмаршала. В ответ на это Разумовский отказался в 1765 году от должности президента академии наук.
В 1771 г. Кирилл Григорьевич овдовел. Он покинул Санкт-Петербург и поселился в Батурине. Спустя 30 лет он получил респект из столицы от вступившего на престол императора Александра I, в котором говорилось: «Граф Кирилл Григорьевич! Послужив верно и ревностно толиким монархам, нося и оправдывая на себе их милости, вы имеете все право наслаждаться в недре покоя вашего всеобщим уважением и отличным моим благоволением…»
Впрочем, «недром покоя» для Кирилла Григорьевича вскоре стала матушка сырая земля. 9 января 1803 года, не дотянув двух с половиной месяцев до своего 75-летия, почтенный граф скончался, оставив своим потомкам многочисленные имения и 100 тысяч душ крепостных…
Юр, я с пятеркой - принимай
Оценка статьи: 5
0 Ответить