Но отношение советской власти к Шмидту всегда было двойственным: с одной стороны — он один из руководителей восстания на крейсере «Очаков» в 1905 году, но с другой — он никогда не был сторонником большевиков. Кем же был лейтенант Шмидт на самом деле?
С рождения Петру Петровичу Шмидту, появившемуся на свет 5 февраля 1867 года, была предопределена флотская карьера. Его отец был потомственным моряком, участником обороны Севастополя. В осажденном городе он и познакомился со своей будущей женой, киевской дворянкой Екатериной фон Вагнер, приехавшей на фронт в качестве сестры милосердия.
В 1880 году для 13-летнего Пети Шмидта началась воинская служба, он стал воспитанником прославленного Морского кадетского корпуса в Петербурге. Но к учебе он относился с прохладцей, а товарищи его сторонились, так как поведение кадета Шмидта было, мягко говоря, неадекватным. У него неоднократно бывали психические срывы и нервные припадки, что даже ставило под угрозу продолжение учебы.
Командование корпуса вынуждено было назначить психиатрическую экспертизу, но вовремя вмешался дядя, известный адмирал Владимир Петрович Шмидт, бывший в тот период членом Адмиралтейств-совета. Дело удалось замять, а нерадивого и болезненного ученика дотянуть до выпуска.
В 1886 году, получив по выпуску из корпуса чин мичмана, военнослужащий Петр Шмидт был направлен на Балтийский флот. Отношения и с матросами, и с офицерским коллективом у него сразу же не сложились. А в 1888 году он совершил поступок, который должен был поставить крест на его военной карьере. Петр женился на проститутке Доминикии Павловой. Родным и сослуживцам он заявил, что будет её перевоспитывать. Естественно, что офицеры корабля, на котором служил мичман Шмидт, потребовали его немедленного увольнения.
Переживания за сына, который своими поступками порочил славную военно-морскую фамилию, свели адмирала Шмидта в могилу. Забота о непутевом племяннике полностью легла на плечи дяди, добросовестно несшего её до конца своей жизни. В этот раз дяде с трудом удалось замять скандал и перевести племянника на Тихий океан.
На Тихоокеанской эскадре Петр попал под покровительство контр-адмирала
Семейная жизнь у Шмидта тоже не удалась. Жена, оставив ему малолетнего сына, вернулась к прежней профессии. Снова на помощь пришел дядя, подыскавший Петру должность в Русском обществе пароходства и торговли. На торговом флоте, где нет такой строгой дисциплины, а к бывшим военным морякам относятся с уважением, карьера Шмидта сложилась вполне успешно.
В начале нового века его стали назначать капитаном торговых судов, совершавших дальние океанские рейсы. Если бы не Русско-японская война, возможно, Шмидт и продолжал бы плавать, а с возрастом занял бы престижную должность в руководстве торгового флота. Но военно-морскому флоту срочно потребовались офицеры из запаса, пришлось лейтенанту Шмидту вернуться на службу.
Шмидт был назначен старшим офицером корабля на военный транспорт «Иртыш», входящий в состав 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала
Подозреваю, что подобного «подарка» командующий флотом вице-адмирал Чухнин не ожидал. Как и когда-то на Тихом океане, ему предстояло заниматься судьбой болезненного и неуживчивого офицера. Чухнин находит выход из положения, назначив Шмидта командиром отряда из двух устаревших миноносцев, базирующихся в Измаиле. Место тихое, должность необременительная, но самостоятельная, так что можно спокойно дожидаться конца войны.
Но Шмидту в Измаиле не сидится, он похищает отрядную кассу, в которой всего-то 2,5 тыс. золотых рублей, и отправляется «путешествовать» по югу России.
Деньги кончились быстро, и Шмидт сдался властям. На следствии он пытался доказать, что деньги он потерял или их у него украли еще в Измаиле, а в бега подался, опасаясь неприятностей. Дезертирство в военное время — это уже не проступок, а преступление. Дяде пришлось изрядно постараться, чтобы спасти племянника от суда и каторги.
Получилось и на этот раз. Деньги дядя возместил, а Шмидта с военной службы уволили. Дядя даже пытался «продавить» присвоение увольняемому племяннику очередного чина капитана второго ранга, но на это флотское руководство уже не пошло. Встречающиеся иногда в публикациях о лейтенанте Шмидте утверждения, что в момент восстания на «Очакове» он был в чине капитана второго ранга, не соответствуют действительности.
Уволенный с флота Шмидт решил заняться политикой. Видимо, такое решение ему «помогли» принять, так как у революционеров, готовивших восстание в Севастополе, практически не было поддержки среди флотских офицеров. Выступления нервного и эксцентричного Шмидта на митингах пользовались популярностью. Во время выступления на одном из митингов у него случился очередной припадок, но это только повысило интерес публики к нему.
Его призывы к свержению царизма не остались незамеченными, последовал арест. В этой ситуации даже дядя оказался бессилен, но в дело вмешались местные революционеры, организовавшие массовые выступления в защиту «пламенного борца за свободу простого народа».
Под давлением общественности местные власти отпускают Шмидта из тюрьмы, но берут у него подписку о немедленном выезде из Севастополя. Естественно, что выполнять взятое на себя обязательство Шмидт не стал. Уже 14 ноября 1905 года он объявился на восставшем крейсере «Очаков», призывая эскадру присоединиться к мятежному крейсеру. Несколько миноносцев и бывший броненосец «Потемкин», переименованный в «Пантелеймона» и лишенный оружия, последовали его призыву.
Шмидт самовольно надел погоны капитана второго ранга и объявил себя командующим флотом. Что делать дальше — он не представлял, но надеялся, что эскадра его все же поддержит. Командующий черноморским флотом адмирал Чухнин попытался разрешить ситуацию миром и даже послал по требованию Шмидта на «Очаков» для переговоров бывших однокашников лейтенанта по корпусу. Прибывших на корабль офицеров восставшие матросы взяли в заложники, а Шмидт пообещал вешать их на реях, если по кораблю откроют огонь.
Чтобы обострить обстановку, Шмидт попытался взорвать транспорт «Буг», загруженный морскими минами. Возможных последствий этого он, видимо, не представлял. А пострадать могли не только корабли, находящиеся в бухте, включая и сам «Очаков», но и часть города. К счастью, команда «Буга» успела затопить свой корабль.
Тогда Шмидт направил миноносец в атаку на корабли эскадры. Миноносец сразу же потопили залпом корабельных орудий. После этого вести переговоры с восставшими было бессмысленно, и Чухнин приказал открыть огонь шрапнелью по крейсеру. С крейсера в ответ успели сделать шесть безрезультатных выстрелов и прекратили сопротивление.
Но огнем с «Очакова» руководил уже не Шмидт. При первых выстрелах по крейсеру он перешел на стоящий у борта «Очакова» миноносец и попытался уйти в Турцию. Миноносец был подбит и захвачен. Находившегося на нем Шмидта, успевшего переодеться в матросскую робу, арестовали.
Состоявшийся вскоре суд приговорил Шмидта к смертной казни. Ходатайства дяди о пересмотре дела, так как Шмидт — душевнобольной, переданные Николаю II через премьер-министра Витте, результата не дали. Приговор был приведен в исполнение 6 марта 1906 года.
После расстрела Шмидта его имя стало чрезвычайно популярным среди революционно настроенной общественности и обросло массой домыслов и слухов. Постепенно оно стало забываться, но после Февральской революции 1917 года снова обрело популярность. Колчак, командовавший тогда Черноморским флотом, распорядился перезахоронить останки Шмидта и расстрелянных одновременно с ним участников восстания на «Очакове» в Покровском соборе Севастополя. Любопытно, что даже главковерх Керенский почтил своим посещением могилу лейтенанта в мае 1917 года.
Второй раз останки Шмидта потревожили в ноябре 1923 года, когда их торжественно перезахоронили на севастопольском кладбище Коммунаров. Появились памятники лейтенанту Шмидту, его именем назвали набережную и мост в Севастополе. Даже назначили пенсию его любовнице, которая в подтверждение своих отношений с лейтенантом предоставила его письма к ней.
Прошло время, и теперь в народной памяти имя лейтенанта Петра Петровича Шмидта связано не с восстанием на крейсере «Очаков», а с литературными героями, рожденными фантазией писателей-сатириков Ильфа и Петрова.
Весьма символично, что решив вспомнить лейтенанта Шмидта, Рогоза не сочел нужным вспомнить фильм «Доживём до понедельника», в котором учителя истории Мельникова, говорит своим ученикам: „Толстой ошибался“, „Шмидт блуждал в потемках“… Можно подумать, что в истории орудовала компания троечников!“,
Петр Шмидт был одним из немногих революционеров небольшевистского толка, которых вспоминала советская история. Создавая миф о лейтенанте Шмидте, партийные идеологи не могли сообщить о том, что сын Шмидта, Евгений Петрович, в 1917-м октябрьского переворота не принял, примкнул к белому движению и до 1920 года сражался против красных. В финале гражданской войны он ушел за кордон, умер а Париже в 1951 году.
Так что Ильф и Петров в «Золотом теленке» высмеивали ни Петра Шмидта, а советских чиновников, которые верили в рассказы детей лейтенанта Шмидта о своем героическом папаше, а Остап Бендер и его соратники явно рисковали, выдавая себя на самом-то деле за отставного белогвардейца. Их спасала только повальная безграмотность советских бюрократов.
0 Ответить
Так не только П.П.Шмидт является"героем"революции."Легендарный"крейсер "Аврора" сегодня тоже может рассматриваться как памятник изменившим присяге.Поскольку самим своим участием в вооруженном восстании экипаж крейсера не мог не изменить данной присяге.Кстати,интересно где они взяли тот самый "холостой заряд" для исторического выстрела,ведь боекомплект был выгружен в Кронштадте перед ремонтом.
0 Ответить
Алексей Роденко, Могли ли советские дети, когда они смотрели мультфильм "Аврора" предположить, что через несколько лет на легендарном крейсере революции вновь появится корабельный храм? Как утверждали советские историки, выстрел из носового орудия крейсера «Аврора» известил о начале эры пролетарских революций. Тот рай, который обещали построить большевики, в помощи бога не нуждался и корабельный храм был ликвидирован. А о чем говорит восстановленный на крейсере храм?
0 Ответить
Поди так и есть. Глубинные революционеры, которые всегда коварные, используют психопатов для проведения акций. В те времена работа по сокрушению империи шла упорная, восстание на "Очакове" лишь эпизод этой деятельности. Ну а нам потом предлагают мифы.
0 Ответить
Будучи в эмиграции капитан 1 ранга ( в белом флоте -контр-адмирал)Герольд Граф очень хорошо отозвался о своём сослуживце лейтенанте П.П.Шмидте. Отметил его одарённость, высокую порядочность и безупречную службу. Представленный материалец не мог написать историк.Это написано пасквилянтом.
1 Ответить
Виктория Грибовская, совершенно правы. А это псевдоисторики... Пытаются хоть как то о себе заявить. Таких сейчас полно. Дешевые и нищие душой люди.
0 Ответить
По поводу переодевания при аресте явная брехня. Шмидт сдался сам. Матросы его обожали. А царское офицерьё, по мысли автора статьи, я так понимаю, было белое и пушистое, в том числе сам царь. Друзья, читайте Новикова-прибоя (Цусима), читайте историка Марка Касвинова (Тридцать две ступени вниз), а не эти дурно пахнущие, узко, дёшево и акцентированно выбранные "откровения".
1 Ответить
Вот так вот и опошлили мой любимый фильм "Доживем до понедельника". И ведь возразить нечего. Обратите внимание, что только явные выродки шли тогда против царя и империи. А всё равно страну потеряли.
0 Ответить
"Вы никогда не задумывались, почему в 30-е годы известные писатели-сатирики Ильф и Петров могли безнаказанно подтрунивать над лейтенантом Шмидтом? В то время и за меньшие прегрешения можно было отправиться на Соловки." -- задумывался и не раз. И над этим и над многим другим таким же.
А когда я еще ребенком, спросил примерно об этом у папы, ответ был "Понимаешь, все было совсем не так, как сейчас в книгах и статьях пишут." -- прошло с того момента уже много десятилетий, скоро полвека. Приходится признать - папа был прав.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Написано ОТлично! Всё соответсвует действительности...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Андрей Владимиров, наверное очевидцем были....)))))) Раз все достоверно и соответствует действительности)))
0 Ответить
Ил ья, он не очевидец. Он - родной внук Шмидта...
0 Ответить
Редакции следовало бы быть более разборчивыми в публикациях, ничего более отвратительного по форме мне читать не приходилось. Историк должен быть беспристрастным, а у автора этого "расследования" ярко выражено желание смаковать и пересказывать сплетни.
1 Ответить
Людмила Матвеева, сейчас много псевдоисториков, которые все ищут и пытаются уменьшить вклад России в мировую историю. Это как паразиты.
0 Ответить
Людмила Матвеева, согласен с Вами. Автор статьи из тех, кто очень любит найти, что погаже, при этом умалчивая хорошие черты человека, про которого пишет. Думаю, если копнуть, как следует, это у "знатока" у самого найдутся грехи такие, что Шмидт будет просто ангелом. Впрочем, задачку свою автор выполнил, исторического персонажа обгадил, внёс грязи в головы бездумно поверившим. В противовес, советую всем почитать,что писал про Шмидта Константин Паустовский. Рогоза, покопай ещё и про него, раз так ненавидишь свою историю.
0 Ответить
Вячеслав Волк, а Николай Стариков, по-Вашему, тоже ненавидит нашу историю? У него в книге "Кто финансирует развал России?" Шмидт выставлен в куда более неприглядном виде! И с чем Вы, собственно, не согласны? Факты неопровержимы: Шмидт отличался очень тяжелым, неуживчивым характером, женился на проститутке (!) опозорив не только семью, но и свое офицерское звание, при более чем странных обстоятельствах был списан с транспорта "Иртыш" в Порт-Саиде (и лишь потому не погиб в Цусимском сражении), самовольно покинул место службы в Измаиле, прихватив с собой кассу... Все это было подтверждено самим Шмидтом. А ссылаться на писателя Паустовского (отнюдь не историка) - это как минимум странно.
0 Ответить
Борис Борисов, Ваш кумир Николай Стариков назвал горе - историком Николая Михайловича Романова. которого расстреляли большевики.
0 Ответить
Борис Борисов, Сами то думаете что пишете? Фаты неопровержимы. А на чем основываются ваши факты? На слухах и домыслах? Если прислушиваться таким как Вы и автор статьи, то получается... Революцию делали, алкаши, проститутки, картежники, воры и т.п.)))). И если следовать Вашей мысли-вы их потомок.
0 Ответить
Вячеслав Волк, приличный и разумный человек на проститутке жениться не будет.
0 Ответить
Людмила Матвеева, трудно с Вами не согласиться в части требований к историку, но в общем и целом материал (если отбросить эмоции) для меня был новым, и честно говоря, все это вполне укладывается в мои представления о "героях" Революции
0 Ответить
Надо же! Не знала. А ещё ведь "Почтовым романом" знаменит П.П.Шмидт
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мне в этой истории больше всего не нравится дядя, поставивший заботу о свём непутёвом племяннике выше интересов службы и государства. В итоге племянничек расстрелян, на семье несмываемый позор, а государство рухнуло, и не в последнюю очередь благодаря племянничку. И дяде.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хотел как лучше, получилось как всегда...
0 Ответить
Действительно, психопат какой-то
Оценка статьи: 5
0 Ответить
"что даже ставило под угрозу прордолжение учебы."
опечатка, лишняя буква Р- что даже ставило под угрозу продолжение учебы.
"А в 1888 году он совершил поступок, который должен был поставить крест на его военной карьере."
Скорее ПРОСТУПОК
Да, дети лейтената Шмидта - это наши любимые герои!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Женитьба, все же, является поступком, хотя может казаться кому-то проступком. Опечатку поправили, спасибо.
0 Ответить
Очень интересно. Вот так вот - строчка из учебника истории... бедный дядя!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Меда.. очень легко люди неуравновешенные, а то и душевнобольные, овладевают волей масс, которые достойны своих вождей.
Круг замкнулся..
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей В. Воробьев, Сегодня это называется нервные срывы. и они бывают у всех. Статью надо бы провериьть на достоверность всех фактов.
"Массы достойны вождей" - а ты сам не из этих масс?
1 Ответить