Ни дата рождения Ольги, ни её родословная неизвестны. Да и остальные сведения о ней отрывочны и значительно легендированы, так что отделить вымысел от правды уже невозможно. В этом и нет необходимости, так как легенды и предания о её жизни отражают большую любовь и уважение народа к своей правительнице. Пусть история жизни княгини Ольги и остается такой, какой её создали в народе и записали в летописях истории Руси.
По преданию Ольга родилась в лесах под Псковом в простой семье. Со своим будущим мужем, князем Игорем, познакомилась случайно, когда во время княжеской охоты перевозила его на своем челне через реку. Увидев в своем перевозчике красивую девушку, князь решил овладеть ею, но Ольга смогла силой убеждения остановить князя, чем произвела на него большое впечатление. Когда Игорь решил жениться, он вспомнил о красавице Ольге, и её привезли в Киев.
Брак оказался счастливым. Ольга стала верным помощником мужа, решительно взяв в свои руки многие бразды государственного правления. Похоже, что это даже нравилось Игорю, который мог спокойно ходить в дальние военные походы и на сбор дани, зная, что в его отсутствие супруга поддержит в княжестве должный порядок.
Из очередного похода за данью дружинники вернулись без князя, убитого древлянами. Если верить летописи, князь погиб из-за стремления собрать с древлян повышенную дань. Понимая, что со стороны сильного Киева может последовать жестокая расплата, древляне предложили Ольге выйти замуж за их князя. В те времена подобное было обыденным явлением, поэтому послы древлян и попались на женскую уловку, поверив Ольге, что она готова принять их предложение.
В летописи красочно описывается, как древлянское посольство по совету Ольги потребовало, чтобы его к княгине несли в ладье на руках.
«Они же сидели, величаясь, избоченившись и в великих нагрудных бляхах. И принесли их на двор к Ольге, и как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И, склонившись к яме, спросила их Ольга: „Хороша ли вам честь?“. Они же ответили: „Горше нам Игоревой смерти“. И повелела засыпать их живыми; и засыпали их».
Этого Ольге показалось мало, она потребовала прислать к ней еще одно посольство, которое сожгла в бане.
Видимо, отомстить древлянам она хотела основательно, так как с небольшой дружиной пошла в их земли, где совершила тризну по мужу. Затем, обманув знатных древлян мнимым миролюбием, напоила их вином, а когда
«опьянели древляне, велела отрокам своим пить в их честь, а сама отошла недалеко и приказала дружине рубить древлян, и иссекли их 5000. А Ольга вернулась в Киев и собрала войско на оставшихся».
Вернувшись с большой дружиной, Ольга подступила к древлянскому городу Искоростеню, под которым был убит её муж. Летопись повествует, как в очередной раз обманув древлян, Ольга
«взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань».
В этом походе княгиню сопровождал малолетний сын Святослав.
Удовлетворив жажду мести, Ольга стала наводить порядок в стране, устанавливая дани и приводя племена к покорности. По большому счету, именно при ней Русь превратилась в единое мощное государство. При ней в стране началось каменное строительство, появились границы с богатырскими заставами, была обеспечена безопасность торговли и на Русь потянулись иностранные купцы.
Рядом с княгиней подрастал сын, набираясь мудрости и готовясь стать великим воителем, чьё имя еще будет наводить страх не только на соседей Руси, но и на дальние страны.
В 955 году Ольга, оставив Русь под управлением сына, отправилась в Константинополь. В летописи подробно описывается прием у византийского императора Константина Багрянородного и принятие ею крещения от патриарха Феофилакта, обучившего её основам христианства. При крещении княгиня получила христианское имя Елена.
Видимо, её визит прошел не без проблем, и Ольге пришлось длительно ожидать в пригороде Константинополя приема у императора. Об этом свидетельствует ответ вернувшейся в Киев княгини императору через византийских послов, напомнивших об её обещании послать богатые дары в Константинополь:
«Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе».
В Киеве Ольга возвела храм во имя святителя Николая. Её попытки крестить Русь и склонить сына к принятию христианства успехом не увенчались. Любопытно, что священников она пригласила на Русь не из Византии, а из Европы. По её просьбе на Русь сначала прибыл епископ Либуций из Майнца, а после его смерти епископ Адальберт Трирский. Видимо, на Руси не особо вникали в противоречия, которые все усиливались между римской и византийской (греческой) ветвями христианства. Стоит отметить, что приходы, подчинявшиеся папе Римскому, существовали на Руси до времен Александра Невского.
Даже передав сыну бразды правления Русью, Ольга не отошла от государственных дел, продолжая править во время частых военных походов Святослава, стремившегося раздвинуть границы страны от Дуная до Волги.
В 969 году, чувствуя, что дни её жизни заканчиваются, Ольга удержала сына при себе, заявив: «Когда похоронишь меня, отправляйся куда захочешь». Через три дня княгиня скончалась, оплакиваемая сыном, внуками и всем русским народом.
После её смерти летописец вывел удивительные по эмоциональности строки:
«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи; были тогда люди загрязнены грехами, не омыты святым крещением».
В 1547 году Ольга была канонизирована Русской православной церковью, став единственной равноапостольной святой среди причисленных к лику святых русских женщин. С этого времени её и считают святой покровительницей земли Русской.
Если можно, давайте проанализируем исторические факты. Без этого можно сколько угодно иступлённо утверждать то, что итак всем известно. Между тем, я не согласен с хронологией, так как она не выдерживает даже самых поверхностных анализов логикой, + на поверку теми же фактами.
Итак, прошу ответить на главный вопрос, или хотя бы задуматься над этим; что есть - "Православие"? Я имею ввиду - христианство, как концессию того времени на момент "Крещения Руси". - 1. Какой верой была предпринята попытка крещения Руси? (если вы всё же думаете, что - Православной Церковью, то тут вы очень ошибаетесь.) 2. Факт; - Русь была крещена не сразу, как может быть вам представляется на первый взгляд, а это был целый процесс растянутый приблизительно на 100 лет. К слову, территория тогдашней Беларусии приняла крещение только после 300 лет. - Упоминания об этом можно также найти в "Повести временых лет". 3. Надо ли говорить о том, что - князь Святослав был в состоянии войны с Константинополем и какую важну роль в это время играла княгиня Ольга? Совершенно очевидно, что после её кончины, Святослав был обречён на поражение. 4. После совершенно надуманного убийства обоих сыновей Святослава, по-сути теми же предателями, происходит следующее, - кн.Владимир совершенно бесприцендентно и без опаски, ни с того ни с сего, - бросается в бега! И не куда-нибудь, а прямо в логово самых первых заклятых врагов Руси... В Хазарию за море. И через два года возвращается на Русь со своим чужеземным войском и деньгами... И конечно начинает крестить Русь, - при этом трижды был стёрт с лица земли Новгород со всеми его жителями. - Вы этот акт называете "Крещением Руси" и "Православием"?
Делая свои личные наблюдения об историческом ходе в целом, можно сделать вполне простой и логичный вывод; "Православие", как концессия христианской веры, сложилась исторически. И представляет собой переплетение миравоззрений и обычаев далёких наших предков "язычников"(славян) - Право-"славная", Свято-"слав" -- язычник... или это его христианское имя?
Далее, обратите внимание на стены - "Киевско-Печорской лавры". - Вам, эти стены с их "идолами" разве не напоминают местами того самого "Православия"?
Такой пример, как - "масленица", которую большинство из Вас уже не празднуют. Так как, это "языческий" праздник, - "Православный", - более уже не понятен, - выходит из традиций употребления.
Очень просто объясняется исторический ход, - реформы Патриарха Никона и раскол РПЦ на "двоеверие". Задача РПЦ п.Никона состояла в том, что бы - вычистить из канон церковных служебных обрядов всё то, что не соотвествует канонам общепринятых правил христианской церкви во всём мире, т.е. - попытка приблизить русскую церковь под влияние Ватикана. Вот по этому сейчас происходит вычищение из церкви упоминания "масленицы" и других православных праздников.
И всё больше эта церковь похожа на европейскую, католицизм. - Медленными шагами мы идём к гробу всея Руси.. Без осознания этого, не делая никаких выводов из хронологии истории.
Ну и напоследок, хочется спросить, - как вы представляете себе создание Азбуки с её многочисленной буквенной символической системой чисел, - "диким и безграмотным", многочисленным племенам Руси? И тем более, - замена уже существующих привычных всему "просчвящённому" западному миру обозначение звуков, такие как "Б" и греческая "B" и др.?
Как это можно объяснить? Зачем изобретать "велосипед"?
Странно, если вы не разу не замечали ничего странного заглядывая в историю...
Не смотря на то, что большинство из вас - не делают никаких умозаключений и не могут объяснить той разницы между Православием и Католицизмом - Православная церковь остаётся и по сей день самым значемым оплотом "славянства" и всего русского, - злейшим врагом запада.
Не понимая всего этого, вы отдаёте всю нашу Великую Православную Духовность на растерзание заподному миру, теряя древнее русское миравоззрение, впитавшее Православием, - задумайтесь об этом!
0 Ответить
""Православие", как концессия христианской веры" - красиво сказано.
0 Ответить
Уважаемый Владимир! Всегда с большим интересом читаю Ваши статьи.
Но... Имя героини было Хельга. И была она католичкой, о чем написано в списке святых Римской церкви. Византийский вояж княгини придуман: в реальной жизни у нее были отношения с германским императором Оттоном I Великим, что следует из биографии императора. В духовниках киевской княгини после ее крещения состоял магдебургский епископ Адальберт. Ольге незачем было ездить в Константинополь и креститься там, ее ждали на Западе, чтобы разделить брачное ложе. И веру! Возможно по этой причине Византийская церковь долго противилась причислению Хельги-Ольги-Елены к лику православных святых.
С неизменным уважением.
0 Ответить
Наталья, спасибо за внимание к моим статьям.
Что-то подобное об Ольге я читал. Полностью отрицать не могу. История того периода крайне мифологизирована, так как подлинных документов практически нет. Но в истории сложилась точка зрения на жизнь и деятельность Ольги, которой придерживаются с незначительными вариациями большинство историков, причем не только в России. Это не догма, но достоверных документов для другой трактовки событий пока недостаточно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Боюсь, Вы путаете хронологию, Наталья. Вот здесь, в "Науке и жизни" подробно о визите в Константинополь и об "отношениях" с королем Оттоном.
0 Ответить
А ещё Ольга велела древлянам принести ей в дань по голубю, а потом каждому привязала на хвост клок пакли, подожгла и выпустила. Голуби полетели каждый в свою застреху, и город древлян сгорел. Мне дедушка рассказывал.
0 Ответить
Приветствую!
Дааааа.... За что же Ольгу святой-то признали? Неужели не знали, что она древлян так зверски грабила и уничтожала? Ведь это она почти как в ВЗ евреи другие народы уничтожали. Очень по христиански.....
Таки ее родословная к богоизбранному народу не ведет?
0 Ответить
Увидев заголовок, даже читать боялась, т.е. опасалась перегибов в трактовке образа. Оттягивала - оттягивала, но не выдержала И хорошо, что прочитала Спасибо
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир, отличная статья.5!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хороший исторический очерк.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Всегда приятно почитать про тезку!
Спасибо за статью, Владимир.
Оценка статьи: 5
0 Ответить