Юрий Москаленко Грандмастер

Кто из Валерия Чкалова сделал «зеленого человечка»?

26 сентября родные, близкие и десятки друзей отправятся на Пятницкое кладбище столицы, чтобы возложить цветы на могилу Ольги Сергеевны Высоцкой, которая скончалась 8 лет назад на 95-м году жизни. Она прожила очень долгую и счастливую жизнь, стала одним из самых красивых голосов Советского Союза. Начинала на Всесоюзном радио, а когда было создано телевидение, стала одним из первых его дикторов.

В 60-е годы, когда сразу в нескольких областных центрах были созданы студии телевидения, начинающие дикторы учились мастерству по записям Ольги Высоцкой и Юрия Левитана. И эта заочная школа была не только первой ступенькой в их трудовых биографиях, но и оставила неизгладимый след, так что учениками этих двух ярких мастеров могут не без основания считать себя не только те, кто работал рядом с ними, но и большой отряд зачастую незнакомых им коллег…

1946 год. Ольга Высоцкая и Юрий Левитан у микрофона «Синяя птица» не улетела…

…Она родилась 12 июня 1906 года в Москве в семье электрика, работавшего на железной дороге. Тогда железнодорожное ведомство было одним из самых сплоченных и организованных в стране, можно сказать, государство в государстве. А вокзалы зачастую считались настоящими очагами культуры, особенно в тех населенных пунктах, где они были едва ли не самым капитальным строением в поселке…

Одним словом, дети железнодорожников имели возможность гармонично развиваться в различных кружках. Так, 8-летняя Ольга перед самым началом Первой мировой войны пришла в детский клуб «Зарница», где занималась сначала в двух кружках: танцевальном и художественного чтения, а потом еще и театральным увлеклась.

Именно в этом детском клубе и зародилась, по большому счету, любовь к родному слову, умение выделять ударением наиболее значимую часть предложения. И в театральной студии «Синяя птица» (в те годы творчество Мориса Метерлинка считалось чуть ли не знаковым) Олю отметили и предсказывали большое творческое будущее.

Все так и думали — после окончания школы девушка поступит в какой-либо театральный вуз. Но она выбрала другой путь: устроилась на фабрику сортировщицей шелка. А в свободное время очень много занималась спортом. Это сейчас никого не заставишь делать утреннюю физическую зарядку, а тогда без легкой разминки с утра не начинался ни один день, в том числе и выходной.

С помощью этой «физической зарядки» Ольга и сумела громко заявить о себе. В те годы выполнять комплекс упражнений советским людям помогало… радио. Каждое утро из «тарелок» в коммунальных квартирах раздавались позывные, после которых бодрый голос ведущего объявлял: «Начинаем комплекс утренней физической зарядки. Приступаем к первому упражнению. Исходное положение — ноги на ширине плеч…»

1931 год. О. С. Высоцкая проводит первые уроки утренней гимнастики на телевидении. Экспериментальные передачи Критиковать легче всего. А ты попробуй…

Попробовала выполнять эти упражнения и Ольга, которая занималась тогда с детьми в родном клубе. Далеко не все получалось. И тогда комсомолка настрочила гневное письмо Владимиру Васильевичу Набокову. Он как раз отвечал за подготовку этих программ. Что-то задело его в том письме, и он пригласил ее в первую малюсенькую радиостудию на Никольской, познакомиться. Закончилась эта встреча любопытным предложением: улучшать передачу «Утренняя гимнастика» не советами со стороны, а реальным участием в ней.

Так что первая должность Ольги Высоцкой на радио не диктор, как считают многие, а позер, то есть человек, который выполняет упражнения под команды спортивного инструктора…

Впрочем, скоро все поменялось. За Ольгой старенькая машина радиостудии приезжала одной из первых, где-то в четверть пятого утра, для того, чтобы после новостей, которые тогда начинались в пять часов, передать комплекс физической зарядки. Но случалось так, что сами дикторы опаздывали (машина с пугающей регулярностью ломалась). И тогда Олю просили прочитать текст за диктора. У нее был поставленный голос, хотя поначалу ей пришлось изрядно потрудиться, чтобы избавиться от «каши во рту», так называли тех, кто собрался стать диктором с недостаточно хорошей дикцией…

«Зеленые человечки» в эфире

Но самое яркое впечатление на Ольгу Сергеевну произвело телевидение. В самом начале своего становления оно было черно-белым, и существовало много различных тонкостей. В частности, для того, чтобы лица людей, появляющихся на экранах, смотрелись более естественно, гримеры-пастижеры густо накладывали толстый слой зеленого грима.

Однажды с этим вышел казус. Высоцкая как-то вспоминала, что ей пришлось вести беседу с легендарными летчиками — Чкаловым, Байдуковым и Беляковым. Первыми пришли Байдуков с Беляковым и, увидев лягушачье зеленое лицо Высоцкой, посчитали, что над ними просто издеваются. Еле-еле уговорили их нанести боевую окраску. А каково было Валерию Чкалову, который прибежал в студию прямо «на флажке». Увидев «марсианские» лица боевых друзей, он ни капли не сомневался, что это гнусный розыгрыш, что есть силы хлопнул дверью и выскочил в коридор. Пилота еле догнали и упросили нанести грим…

Пришлось Ольге Сергеевне рассказывать Валерию Павловичу, что зеленое лицо не самое страшное, что может быть. На свою первую запись физзарядки она пришла в элегантном ярко-красном купальнике. Только начали вести программу, как оператор начал яростно размахивать руками: красный цвет «не читался» и Олечка выглядела на экране в стиле «ню»…

Высоцкая, конечно же, хотела быть ведущей на телевидении. Но у нее был один существенный недостаток: она очень любила жестикулировать. А на экране это сразу бросалось в глаза. С другой стороны, на радио можно было делать любые движения, слушатели этого ничего не видели. Вот поэтому и не задержалась так долго на телевидении Ольга Сергеевна. Но ее голос знали и любили миллионы советских людей.

1980 год. Первый заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР В. В. Кузнецов вручает О. С. Высоцкой орден Ленина Судьба послала Победу

Конечно, самыми трудными были годы Великой Отечественной войны, первый ее период, когда наши войска оставляли один город за другим. Да и во время осады Москвы выходить приходилось под грохот орудий. Но дикторы никогда не покидали своих мест, не спускались в бомбоубежище…

Судьба наградила Высоцкую сполна. Дежурили дикторы парами, мужчина с женщиной, чаще всего через день. Ночь с 8 на 9 мая 1945 года выпала очередь работы Высоцкой и Левитана. В 2 часа ночи в студию вошел Юрий Борисович, держа в руке какой-то текст. По радостному лицу ведущего все сразу поняли: это Победа!

А 24 июня 1945 году Ольге Сергеевне довелось вести репортаж с парада Победы…

Высоцкой одной из немногих сотрудников Всесоюзного радио было присвоено почетное звание — народная артистка СССР, около 60 лет провела она с микрофоном.

1996. Ольга Сергеевна дома в день своего 90-летия. Рядом диктор Всесоюзного радио И. Корзинкина (справа) и Г. Гиоева (зам. заведующего отделом дикторов) Живая душа человека

У нас на «Школе жизни» самые интересные статьи тоже озвучивают дикторы. А потому хочется передать им и их коллегам, работающим со слушателями, пожелание Ольги Сергеевны Высоцкой.

 — Я считаю, что это такая благодарнейшая возможность самовыражения и самореализации для человека, который подходит к микрофону. Он должен делать это с трепетом, любовью и высочайшим профессионализмом. Надо работать не покладая рук, с первого дня до последнего — совершенствовать язык, помнить о том, кто тебя слушает, никогда не забывать о том, с кем ты говоришь, никогда не считать микрофон — только металлическим предметом, а помнить, что за этим — живая душа человека. Всегда…

Фото Ольги Сергеевны Высоцкой я взял с сайта Музея радио и телевидения…

Обновлено 5.04.2018
Статья размещена на сайте 25.09.2008

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: