Вася Суриков родился в далеком сибирском Красноярске 24 (12) января 1848 в семье небогатого канцелярского служащего. От предков, пришедших осваивать Сибирь в числе первых казачьих отрядов, будущий художник унаследовал независимость в делах и суждениях, обстоятельность, упорство в достижении цели, физическую силу.
У мальчика рано проснулась страсть к рисованию, которую подметил и стал развивать сибирский художник
В Сибири Сурикову везло на хороших людей. После смерти отца материальное положение семьи значительно ухудшилось, и в 1862 году Василий вынужден был оставить учебу и устроиться канцелярским писцом в Енисейское общее губернское управление. Для приработка раскрашивал пасхальные яйца и даже пытался писать иконы. Казалось, о профессиональном занятии живописью придется забыть, но нашлись меценаты, местный губернатор
В феврале 1869 года Василий приехал в столицу. Стоит отметить, что к этому времени живопись в России была на подъеме, академия считалась весьма престижным учебным заведением, и в Петербург съезжалась масса молодых людей, желающих стать профессиональными художниками. Но всем им предстояло выдержать серьезные вступительные испытания. Подготовку к экзаменам Василий начал в школе Общества поощрения художников. К концу года со второй попытки он в академию поступил, но только вольнослушателем,
Годы учебы пролетели быстро. Учился Василий старательно, не раз получал за свои ученические работы медали и премии. В 1875 году, получив звание классного художника первой степени (это позволяло поступать на госслужбу с присвоением классного чина) Суриков окончил Академию художеств. Вскоре он получил солидный заказ, о котором молодой художник может только мечтать. Сурикову заказали четыре панно для храма Христа Спасителя на тему «Вселенские соборы». Подобные заказы очень хорошо оплачивались, что немаловажно на начальном этапе творческого пути.
Для выполнения заказа пришлось переехать в Москву, где Суриков решил обосноваться навсегда, благо, вскоре он женился Елизавете Шарэ, приходившейся внучкой декабристу
Росписи в храме были благожелательно приняты комиссией, появилась возможность получения новых заказов, но Суриков решил «отправиться в свободное плавание», обратившись к темам из русской истории. Его чрезвычайно интересовала трагическая история московских стрельцов, по своему положению бывших близкими к казачеству, представителем которого он себя всегда считал. Задумка была грандиозной — показать стрелецкую казнь в 1698 году, как переломный этап российской истории. «Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь», — напишет Суриков впоследствии об этой картине.
В Москве все дышало историей, были и многочисленные свидетели тех трагических событий. Но эти свидетели были неодушевленными. Память о стрелецкой казни хранили стены Кремля, на которых, казалось, остались брызги стрелецкой крови, камни мостовых, на которых стояли плахи, дома и заборы, вдоль которых двигались повозки с обреченными на казнь. Часами бродил Суриков по этим местам, стараясь постичь дух того времени. «Я на памятники как на живых людей смотрел, — расспрашивал их: «Вы видели — вы свидетели. Стены я допрашивал…», — рассказывал впоследствии художник.
Полотно «Утро стрелецкой казни», выставленное на 9-й передвижной выставке в марте 1881 года, стало событием. Перед картиной всегда собиралась толпа зрителей, о ней спорили, ей восхищались, но были и те, кто обвинял художника в натурализме, восхвалении жестокости. Но главное — равнодушных не было. С восторгом встретили работу и собратья по живописи. «Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. Все в один голос высказали готовность дать ей самое лучшее место; у всех написано на лицах, что она — наша гордость на этой выставке… Могучая картина!», — так отозвался о ней Илья Репин в письме Третьякову. Стоит отметить, что картину сразу же по открытию выставки приобрел Павел Третьяков, заплативший за нее восемь тысяч рублей — громадную по тем временам сумму.
Воодушевленный несомненным успехом и избавленный благодаря Третьякову от забот о хлебе насущном, Суриков задумывает еще ряд исторических полотен. В 1883 году он заканчивает картину «Меншиков в Березове», которая тоже была приобретена Третьяковым. Любопытно, что работу над этой относительно небольшой по размерам картиной художник рассматривал как отдых перед следующим большим полотном. Получив деньги за картину, Василий Иванович решил отправиться в длительную заграничную поездку, чтобы отдохнуть и посмотреть шедевры европейской живописи. Он посетил Германию, затем отправился в музеи и картинные галереи Франции, Италии, Испании. Художник не только с интересом знакомился с живописью старых мастеров, но и много работал сам, делал зарисовки, писал этюды. Созданная под впечатлением о посещении Италии яркая и брызжущая весельем «Сцена из римского карнавала» была показанна на 13-й передвижной выставке в 1885 году.
Вернувшись в Москву, Суриков приступил к давно задуманной картине о боярыне Морозовой, законченной им в 1887 году. Картина, как и предыдущие, была показана на передвижной выставке и принята с восторгом зрителями и коллегами по творчеству, хотя и вызвала яростные споры. К сожалению, после этой работы в жизни художника наступила черная полоса — умерла обожаемая им жена. Суриков почти забросил писать и впал в депрессию.
Снова он вернулся к творчеству только после поездки в Сибирь, куда по совету друзей и родных отправился вместе с дочерью. Поездка по родным местам всколыхнула художника, подсказала новые сюжеты. После нее были созданы жизнерадостная картина «Взятие снежного городка» и третье крупное историческое полотно «Покорение Сибири Ермаком». Следующей этапной работой стало полотно «Переход Суворова через Альпы».
Василий Суриков написал еще несколько больших исторических картин и прекрасных портретов. Особый интерес представляют его этюды, а их он при работе над каждой картиной писал в большом количестве, добиваясь точного подбора типажей, удивительной выразительности и эмоциональности.
Умер Василий Иванович Суриков в Москве 6 марта 1916 года. Похоронили художника рядом с могилой жены на Ваганьковском кладбище. А его картины уже давно живут своей собственной жизнью, став неотъемлемой частью и нашей истории, и нашей культуры.
А вот говорят, Суриков служил волостным писарем, потом попал в канцелярию к губернатору, на полях какого-то отчёта нарисовал муху, губерантор просматривал бумаги, сначала хотел убить муху, потом поразился таланту художника и посодействовал ему в получении образования. Я об этом ещё в детстве читал в энциклопедии "Что такое? Кто такой?"
Что за губернатор, который на служебных бумагах мух и тараканов давит?..
0 Ответить
Я тоже читал об этом. Но уж очень большие сомнения, что чиновник, хотя и молодой, станет рисовать мух на официальных бумагах. Можно было запросто и места лишиться.
0 Ответить
Сурикова очень любим. У дочки, когда маленькой была, любимый зал в Третьяковке был с суриковскими картинами
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Обычно так же задерживаюсь в этом зале.
0 Ответить
Владимир, хорошая статья получилась. На 5!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Рогоза, спасибо, очень интересно. В детстве читала много о художниках, но давно, многое забылось.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
О въедливости Сурикова при работе над картиной "Боярыня Морозова" ходили легенды. Он работал не один месяц и над взглядом, и над поворотом головы, и над другими мелкими, но такими важными деталями...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Он там холст то надшивал, то отрезал - не получалось перспективы, не чувствовалось движения саней. Писал потом об этом в своих дневниках.
0 Ответить
Над каждой картиной работал очень скрупулезно, писал массу этюдов. Люблю рассматривать его этюды, зачастую они интереснее, чем те же типы потом изображенные на картинах.
0 Ответить