Как всё начиналось? Пётр I славился тем, что он всюду искал мастеровых людей — корабелов, оружейников, архитекторов. Обычно он приглашал иностранных мастеров в Санкт-Петербург, иногда посылал русских людей в западные страны для учёбы. Многих талантливых выходцев из народа он примечал на Руси, многих брал к себе на работу, у некоторых даже и сам учился мастерству. Потому что это был самый странный русский царь. Всё ему было интересно, до всего нужно было своим умом дойти, всякое дело своими руками испытать. Он перепробовал почти все ремёсла, которыми занимались его подданные, разве что крестиком не вышивал.
Однажды Пётр посетил основанную им Московскую школу математико-навигационных наук, размещавшуюся в Сухаревой башне. Была там токарная мастерская, в ней он и приметил молодого паренька, ловко управлявшегося со станком. Понравилась Петру работа Андрея Нартова, узрел он в нём ум изобретателя (на это у царя чутьё было).
Некоторое время спустя, в 1712 году, Пётр вызвал Нартова в Санкт-Петербург и тот стал одним из любимых механиков царя. В царской токарне, бывало, они работали плечом к плечу, и шестнадцатилетний юноша, не стесняясь, учил царя, как правильно держать резец, с какой силой следует надавливать на крутящуюся болванку, чтобы не испортить работы.
Пётр часто брал его с собой в поездки на промышленные предприятия, где Нартов мог ознакомиться с оборудованием, технологическими процессами, что, конечно, впоследствии сказалось на его производственной деятельности.
Прошло время, был 1717 год. Андрей повзрослел, и ему показалось, что станок можно переделать. Ведь в то время токари резцы держали в руках, а это было делом нелёгким. Да и сам станок в движение приводить приходилось ногой, что тоже не способствовало облегчению работы. Вот и задумался молодой мастер о том, как же облегчить труд токаря. И придумал устройство, которое и сейчас используется в токарных станках.
Сейчас это устройство называется суппортом, предназначено оно для крепления резца и перемещения оного по поверхности обрабатываемого материала. Показал Андрей царю чертежи, тот сразу смекнул, что юноша предлагает великое дело. Расцеловал изобретателя и велел Оружейному двору немедленно изготовить станок.
В 1718—1720 годах русский механик побывал в различных странах Западной Европы, где ознакомился с достижениями иностранных мастеров и показал свои станки. Подарил по одному станку прусскому королю Фридриху-Вильгельму и Парижской Академии Наук. «Парижские академики были изумлены невиданной во Франции точностью, чистотой и скоростью, с которой Нартов работал на токарном станке. Сложнейшие фасонные изделия он изготовлял настолько совершенными, что это казалось непостижимым.
И ничего нет удивительного в том, что французские знатоки не хотели верить своим глазам. Нартов работал на превосходном токарно-копировальном медальерном станке для вытачивания рельефного изображения на плоской торцовой поверхности вращающихся круглых дисков, станке с механическим резцедержателем, самоходным суппортом-автоматом, превратившим резец из ручного в механическое, автоматическое рабочее орудие". Станок этот до сих пор стоит в Париже, в Музее национального хранилища искусств и ремёсел.
В 1721 году
И после смерти царя Андрей Нартов продолжал изобретать станки для различных целей, но самым главным его изобретением было создание суппорта и привод станка от колеса, освободившие руки и ноги токаря. И в наше время весь мир продолжает пользоваться его открытиями. Жаль, что не все токари знают, благодаря кому тяжёлый труд облегчён настолько, что можно просто стоять у станка и наблюдать за его работой.
Сейчас, конечно, станки автоматизированы до максимума, они управляются электроникой, валы вращают мощные электродвигатели. Но всё это лишь усовершенствованные станки Андрея Константиновича Нартова, выходца из русского народа.
При подготовке статьи использована информация из журнала «Оборудование. Регион» www.oborudovanieregion.ru.
Выходит, средневековье - это не только рыцари в доспехах, пышные пиры в замках и красочные турниры, но и страшные болезни. Нам почему-то...