Леонид (Ицхок-Лейб) стал шестым ребенком в простой еврейской семье. Его мать (как и многие женщины в черте оседлости) была неграмотной.
…Новорождённый угасал. Родители были в отчаянии. Переживал весь одесский дворик. И тогда старый портной-еврей спас ребёнка. Он взял глиняный горшок и разбил его об пол. Чудо свершилось — младенец порозовел и ожил.
Там, в Одессе, на захолустном дворе, под вечные крики, смех и слёзы, маленький Пастернак делал свои первые рисунки углём на стенах. Свой первый гонорар, 15 копеек, он получил от дворника, после того как нарисовал несколько картин об охоте. Оба — заказчик и автор — были очень довольны.
Картины и портреты детства, безотчётно фиксирующего всё… Картины и портреты, навеки канувшие в Лету.
Его университеты
Родители отнюдь не одобряли решение сына стать художником. Разве это профессия? «Красильщик» какой-то! Разве она даёт средства достойно жить и быть уважаемым членом общества?
А посему в 1881 году Леонид поступил в Московский университет и два года прозанимался на медицинском факультете. Когда настал черёд патологоанатомии, он не выдержал и оставил медицину. Правда, в дальнейшем знание пропорций человеческого тела и головы сослужило ему неоценимую пользу в живописи.
Пастернак поступает в Новороссийский (Одесский) университет на юридический факультет. В этом университете разрешалось учиться параллельно ещё где-либо. И он поступает в Королевскую Мюнхенскую художественную школу, два года спустя блестяще, с медалью, оканчивает её.
Пастернак рисовал портреты эпохи. Вот, с привкусом горечи, картина «Заседание совета преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества» (1902), то есть того совета, что не принял его в стены училища в 1881-м. Вот «Ночь накануне экзамена». Кто из студентов не знавал таких ночей?
Леонид учился не формально для дипломов и степеней, он учился всю жизнь, он бесконечно искал свой стиль, единственный и неповторимый, он оттачивал мастерство среди изменчивых и непостижимых ликов фантасмагорической эпохи, в которую жил и творил.
«Уроки музыки»
Они познакомились на молодёжной вечеринке, в Одессе — он, 23-летний, голубоглазый и стройный красавец, ещё безвестный художник, и она, 18-летняя, мечтательная, бледная после тяжкой, чуть не смертельной болезни, уже известная пианистка.
Леонид Пастернак, приехавший в 1885 в Одессу получить диплом юриста, и его будущая жена Роза Кауфман, ученица великих мастеров Европы. Её, четырнадцатилетней девочки, игрой в Петербурге был восхищён сам Антон Рубинштейн. Любовь с первого взгляда.
Но Пастернак был в отчаянии. Что мог предложить он, полунищий художник, ей, уже профессору Одесской консерватории. Он мог только рисовать и верить в свою счастливую звезду. И эпоха похлопотала о своём портретисте.
Третьяковка
Вольноопределяющийся Пастернак отдаёт воинский долг Отчизне, прослужив год в артиллерии. Тонкая душевная связь с его любимой не рвётся. Он замышляет написать крупное полотно на Выставку передвижников — «Вести с Родины», навеянное его армейской службой. И вот оно — чудо! Сам Третьяков покупает картину для своей галереи!
Окрылённый художник переезжает в Москву и там женится на своей возлюбленной пианистке. Шёл 1889 год.
Жизнь была холодна и нежна. В тихой Москве, вдали от столицы. В 1890-м рождается первенец, будущий великий русский поэт — Борис Пастернак. Но жизнь была дьявольски бедна. Заказов было архимало. И жена с сынишкой вынужденно уезжали в Одессу, к родственникам, куда наезжал летом и Леонид Осипович.
Автопортет профессора
Он активно участвует в выставках передвижников, принимает участие в «Мире искусства». В 1894-м, выдвинутый на соискание должности профессора Московского училища живописи, он впадает в глубокую печаль. Дело в том, что попечитель училища, московский градоначальник великий князь Сергей Александрович, считался юдофобом.
Пастернак написал письмо, в котором заявил, что не откажется ради престижного места от веры своих отцов. И снова чудо. Он утверждён на должность! И четверть века профессор Пастернак преподавал в училище, куда, по иронии судьбы, его не приняли когда-то.
Зеркало русского мира
В 1900-м на выставке передвижников работу художника «Дебютантка» заметил и высоко оценил сам граф Толстой, Лев Николаевич. Знаменитейший тогда, культовый, как говорят ныне, писатель пригласил автора к себе, в Ясную Поляну. Так Леонид Пастернак стал зеркалом Толстого, его внешнего облика, его внутреннего мира и мира его бессмертных произведений, в иллюстрациях к книгам классика. Только в одном Музее Толстого хранится сейчас 200 работ его портретиста и иллюстратора. Из них 36 — портреты графа.
Черты многих великих людей тех великих времён русского искусства схватила кисть или карандаш Пастернака. Всех не перечесть. Так, по памяти: портреты Горького, Рубинштейна, Ге, Гершензона, Шестова, Рахманинова, Рильке… В картинах он бесконечно глубоко отражал русский мир во всей его неподражаемой красе: скромной природы, строгих храмов, живых лицах людей в тени грядущих катастроф безжалостной эпохи.
Когда настало Смутное время и появились новые хозяева жизни — он отражал в зеркале творчества, всё что мог отобразить. Художник имеет лишь одно право — творить, отражая.
Мастер и его прощальный приют
1921 год. Германия, куда он приехал на лечение. Он творит. Он уже творит импрессионистски. Разве подвластно ощущение безумной эпохи реализму передвижников? Разве не безумие эпохи гонит его из Германии в 1938-м из лап штурмовиков?
Он вывозит картины, что смог, в тихий Оксфорд, куда не долетают бомбы, крошащие Лондон.
Леонид Осипович Пастернак скончался в 1945-м на заре новой людской надежды. Возможно, он обрёл покой в конце своих дней, рассеяв по свету сотни своих отражений переменчивого мира. Сколько их сгорело в огнях пожарищ, сколько исчезло без вести?
Великий русский импрессионист, разве не создал он портрет своей эпохи?
Интересная статья и написана с душой. Но про портрет эпохи - очень смелое обобщение.
5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Рогоза, спасибо. Потому и спрашивается: "Не создал ли?.."
0 Ответить
Спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
"Спящая". 1892 год.
Здесь много интересного из семейного архива друзей семьи.
0 Ответить
Марианна Власова, спасибо огромное, но нельзя объять необъятное
0 Ответить
Лев Летов, да и не поместится в статью. Просто хотелось показать, насколько он разный. Ну и эпоху немножко.
0 Ответить
"Портрет Райнера Мария Рильке". Начало 1920-х гг.
0 Ответить
"Московский бульвар в конце XIX века". 1890-е годы
0 Ответить
"К родным". 1891.
0 Ответить