Это была Мария Андреевна Попова — сначала санитарка, затем кавалерийская разведчица, и наконец — заместитель командира взвода. А к использованию ее биографических данных в кинокартине приложил руку «Отец народов». Сталин выразил недовольство первым вариантом фильма и велел усилить сценарий образом героической женщины, заодно введя в сюжет романтическую линию.
Тогда режиссеры Георгий Николаевич и Сергей Дмитриевич Васильевы организовали встречу с бывшими чапаевцами, расспрашивая их о событиях грозного времени Гражданской войны. Многое из того, что было рассказано Марией Поповой, оказалось включенным в картину. В частности, эпизод с каппелевской «психической атакой», а также то, как раненый пулеметчик, к которому она пришла на помощь, буквально заставил ее стрелять, так как сам не мог нажимать обе гашетки сразу. Так героиня стала пулеметчицей.
…Юная уроженка Самарской губернии была очень рано выдана замуж, причем не по любви, но вскоре овдовела и пошла работать нянечкой в больницу, а потом перешла на трубочный завод. Вступив в Красную Армию, участвовала в боях за Самару. Вошедшие в город белочехи арестовали Марию, а затем посадили в «поезд смерти» и отправили в Сибирь.
Отважной женщине удалось бежать, а затем она случайно встретила отряд чапаевской дивизии, была в нее зачислена и воевала до конца войны. Не обошлось без контузии и ранения. За доблесть и отвагу была награждена орденом Красной Звезды. Между боями писала стихи, в том числе стала автором песни «Гулял по Уралу Чапаев-герой».
В мирное время поступила на ростовский рабфак, а затем закончила факультет советского права Московского университета и уже через год после защиты диплома отправилась в Германию в качестве референта юридического отдела советского торгпредства, при этом занималась разведывательной деятельностью.
Будучи назначенной заместителем представителя «Интуриста» по скандинавским странам, по словам ее дочери, «выступала посредником между Александрой Коллонтай и сотрудниками газет и журналов», по-нынешнему, занималась пиаром, а также встречала советских добровольцев, направлявшихся воевать в Испанию, и организовывала их переправку.
По возвращении на Родину в 1938 году получила медаль «20 лет РККА» и отправилась руководить отделом кадров «Интуриста». В годы Великой Отечественной вновь отправилась на фронт. В 1959 году попала под следствие по доносу, но разбирательство Комиссии партийного контроля ЦК КПСС привело к выводам о том, что факты биографии Марией Поповой не искажались и она не является ни «самозванкой», ни «примазавшимся классово чуждым элементом».
Наконец, подружившись с группой молодых артистов, предоставила им свою квартиру для репетиций. Так рождался театр «Современник»…
Вот такая биография.
Всегда считал, что это литературный образ. Оказывается, ошибался. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир, конечно, образ литературный - с дописанными штрихами и проч. И претенденток на прототип несколько. Рассказала о той, которая, как полагаю, биографически наиболее близка.
0 Ответить
Валентина Пономарева, опечаточку исправьте: а затем закончила факультет советской права Московского университета.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ирина, спасибо за внимательность
0 Ответить
Ирина Лукина, спасибо, поправили.
0 Ответить
Валюша, 5 баллов!,
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Юр
0 Ответить
Действительно, судьба. 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ольга, да замечательная судьба.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, это была удивительная женщина
0 Ответить
Отлично.
Будем трепетно надеяться, что эта профессия постепенно вернется в разряд неженских, а потом потихонечку и вообще издохнет.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей, солидарна полностью
0 Ответить