• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Рогоза Грандмастер

За что террористы-эсеры убили великого князя Сергея Александровича?

На Сенатской площади Московского Кремля 4 февраля 1905 года взрывом бомбы, брошенной террористом, был убит великий князь Сергей Александрович. Казалось бы, ненависть террористов-эсеров к великому князю понятна — царский сатрап, душитель свободы, самый высокопоставленный московский чиновник, да к тому же и дядя действующего императора.

Но была еще одна причина, о которой долгое время старались не вспоминать: генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович пользовался большим авторитетом среди рабочих, городской бедноты и солдат московского гарнизона. По сути, он оказался конкурентом революционеров, причем конкурентом деятельным, так как его нововведения в Москве, проводимые силой власти, оказались во многом созвучны программным требованиям эсеров. Это в немалой степени и послужило причиной яростной охоты террористов за великим князем.

Стоит отметить, что Сергей Александрович был человеком неординарным, это подтверждают и мнения о нем современников, ведь они были диаметрально противоположными. Даже его политические противники видели, казалось бы, двух разных людей. Князь-анархист Кропоткин считал, что «Великий князь Сергей Александрович прославился пороками», а государственник Витте отмечал, что «Великий князь Сергей Александрович, по существу, был весьма благородный и честный человек». Каким же был на самом деле Сергей Александрович, оставивший заметный след в истории не только Москвы, но и русской культуры?

Сергей Александрович Романов родился 29 апреля 1857 г., став седьмым ребенком в семье Александра II, но первым порфирородным (рожденным после воцарения отца). Имя ему родители выбрали в честь святого Сергия Радонежского. Воспитанием мальчика занимались дочь великого поэта А. Ф. Тютчева и капитан-лейтенант Д. С. Арсеньев. Велико было и влияние родителей, особенно матери — Марии Александровны, которую Сергей искренне обожал. От мамы Сергей унаследовал любовь к искусству, сострадательность и религиозность.

Сергей Александрович получил прекрасное образование, хотя его, как и всех великих князей, с детства готовили к военной службе. Военная карьера Сергея Александровича началась с участия в Русско-турецкой войне 1877−78 годов, на которой он прошел боевое крещение и заслужил орден святого Георгия 4-й степени. В 1882 году великий князь получил в командование батальон в лейб-гвардии Преображенском полку, а с 1887 года, в чине генерал-майора, возглавил этот старейший полк российской армии.

К службе, не в пример некоторым своим родственникам, он относился весьма серьезно. В начале командирской карьеры он писал кузену, известному поэту и переводчику великому князю Константину Константиновичу: «Я вполне доволен своей судьбой. Моя жизнь — батальон, мой интерес — роты, мой мир — казарма, мой горизонт — Миллионная» (на Миллионной улице располагались полковые казармы). Этим по-юношески восторженным высказыванием великого князя впоследствии воспользовались недоброжелатели, отзываясь о нем как об ограниченном солдафоне, стремившемся к наведению в России казарменных порядков.

Деятельность Сергея Александровича на посту генерал-губернатора Москвы, который в 1891 году поручил ему Александр III, свидетельствует, что солдафоном он не стал, хотя и был приверженцем жесткой власти, но власти справедливой, искренне заботящейся о благополучии подданных.

С одной стороны, на этом посту Сергей Александрович показал себя и убежденным приверженцем монархии и последовательным консерватором (другого ожидать от члена императорской фамилии было бы странно). Он категорически отвергал все попытки пересмотреть незыблемость самодержавия в России, был противником либерализма в политике. С другой стороны, он стремился улучшить жизнь рабочих, и даже подключил к этому московскую полицию. В Москве были созданы реально действующие организации взаимопомощи рабочих и, говоря современным языком, система реализации их жалоб и предложений. Если законные требования рабочих не выполнялись работодателями, то рабочие направляли петиции московской власти, и к их разрешению подключалась полиция под руководством С. В. Зубатова, ближайшего помощника генерал-губернатора. С предписаниями полиции об удовлетворении требований рабочих фабриканты вынуждены были считаться, помня о прецедентах. Генерал-губернатор был скор на расправу. Так, в течение 48 часов по полицейскому предписанию выдворили из России крупного московского фабриканта Юлия Гужона, принципиально не желавшего удовлетворять справедливые требования своих рабочих. Такая позиция московского градоначальника вызывала резкую неприязнь как со стороны фабрикантов, так и со стороны революционеров, видевших в этом подрыв своих позиций.

Об отношении рабочих к губернатору свидетельствует любопытный факт. В феврале 1902 года, когда отмечалась годовщина отмены крепостного права, Сергей Александрович организовали 50-тысячную рабочую демонстрацию, прошедшую по улицам Москвы, чтобы возложить венки и цветы к памятнику царю-освободителю Александру II. Причем административный ресурс при этом не задействовался, рабочих на демонстрацию никто не загонял. Революционерам тогда подобное было просто не по силам.

Большое внимание градоначальник уделял развитию в Москве благотворительности и попечительства, заботе об обездоленных. В 1892 г., вскоре после вступления в должность, в резиденции генерал-губернатора (ныне — Государственный центральный музей современной истории России) стараниями Сергея Александровича и его супруги Елизаветы Федоровны было создано Елизаветинское общество попечения о детях. В считанные дни комитеты общества (всего их было 220) стали работать во всех регионах Москвы. Открылось значительное количество яслей и детских приютов, на поддержание которых супруги тратили значительные суммы.

Не только государственная и общественная, но и просветительская и культурная деятельность великого князя Сергея Александровича были многогранны и не ограничивались Москвой и Россией. Сергей Александрович всегда проявлял неподдельный интерес к прошлому России, был почетным председателем Исторического музея, участвовал в работе Московского Археологического общества, постоянно общался и прислушивался к советам видных археологов и историков: графа А. С. Уварова, И. Е. Забелина, князя Н. С. Щербатова. В конце 1890-х годов в Москве, во многом по инициативе великого князя, началось строительство Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С.Пушкина).

Будучи человеком глубоко религиозным, Сергей Александрович после гибели отца в 1881 году совершил паломничество на Святую Землю. Узнав о бедственном положении русских паломников в Палестине, он в 1882 году основал Православное Палестинское общество. Благодаря помощи общества святые места Палестины смогли посещать тысячи верующих из России.

Стоит отметить, что у великого князя не было особо теплых отношений с племянником — императором Николаем II. Сергей Александрович считал, что монарх не отличается сильной политической волей и твердым характером. Племянник отвечал дяде «взаимностью». Поэтому министру финансов Витте, действовавшему в интересах московских фабрикантов, удалось добиться удаления из Москвы Зубатова, что привело к свертыванию деятельности рабочих организаций. Вскоре и Сергей Александрович вынужден был уйти в отставку. С 1 января 1905 года он лишился поста генерал-губернатора, но оставался командующим Московским военным округом.

В этот период на великого князя Сергея Александровича развернулась настоящая охота. Он знал, что на него готовится покушение, но единственное, что предпринял, перестал брать с собой адъютанта и приказывал сопровождающим держаться подальше от его кареты, чтобы меньше пострадать в случае взрыва. И взрыв прогремел, 4 февраля великий князь погиб, убитый террористом Иваном Каляевым. Похоронили Сергея Александровича 10 февраля 1905 года в усыпальнице Чудова монастыря.

Долгие годы о генерал-губернаторе Москвы Сергее Александровиче практически не вспоминали. Но время все расставляет по своим местам. В последнее время значительно возрос интерес к его личности, а в 2007 году в столице в Государственном историческом музее прошла крупная выставка «Свет предназначения», посвященная жизни и разноплановой деятельности великого князя Сергея Александровича Романова.

Статья опубликована в выпуске 26.08.2009
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спасибо, коллеги.

  • Гертруда Рыбакова Гертруда Рыбакова Грандмастер 26 августа 2009 в 19:21 отредактирован 26 августа 2009 в 19:22 Сообщить модератору
    5

    Статья интересная, но вот насчет самой личности Великого князя мнения могут быть разные.Я только что перечитала книгу "Азеф" Романа Гуля, там как раз все о террористах-эсерах, и подробно рассказано об убийстве С.А. , которое готовили Б. Савинков и Азеф. И приводятся цитаты из европейских газет того времени с оценкой самого события и личности Великого князя.Вот приведу кусочек цитаты из английской газеты "Дейли телеграф": "...Сергей был унесен в один момент одной из тех фатальных бомб, которые русские конспираторы умеют так хорошо готовить и так хорошо бросать. Вы не можете безнаказанно доводить народ до бешенства или отрицать за ним элементарные права свободных граждан, не вызывая тем тираноубийства. Сергей был тиран в старом смысле этого слова, каких история и трагедии рисуют в самых мрачных красках." И в других газетах так же подчеркивается тиранизм. Вот еще из немецкой "Ди цайт": "...Кто играет в истории такую кровавую роль, как Сергей, всегда должен быть готов к кровавому концу. Царизм не должен удивляться, что его катастрофы не вызывают ни в ком сочувствия."

  • Интересная судьба. Снимок князя с супругой очень романтичен.

    Оценка статьи: 5

  • Владимир Рогоза,
    !
    Во, забавно - раньше толковых и честных градоначальников терроризировали, а сегодня градоначальников-ворюг и вымогателей награждают или, в худшем случае, переводят на чуть менее хлебную должность. Понятия чести и достоинства становятся некими реликтами прошлого.

    Оценка статьи: 5

  • Ну, был он личностью очень неоднозначной. И современникам представал по-разному. Некоторые после его гибели не очень остроумно шутили, что С.А. впервые в жизни пораскинул мозгами. Б.Акунин в серии про Фандорина ("Статский советник") нарисовал портрет совсем не сахарный, такой, каким видели великого князя люди, придерживающиеся иных взглядов на пути России, при этом совсем не революционеры. И таких людей в России было достаточно много, вся будущая партия кадетов.