• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ольга Конодюк Грандмастер

Александра Пахмутова: «комсомольская богиня» или женщина с сильным характером?

Когда Александре Пахмутовой киностудия им. Горького предложила написать песню для кинофильма «Три тополя на Плющихе», она сначала отказалась. Отказалась, потому что ей было неинтересно писать что-то для «тетки, которая приехала из далекой деревни торговать мясом на рынке».

Режиссер Т. Лиознова упросила Пахмутову посмотреть фильм. Композитор увидела актрису Т. Доронину, переживавшую драму одиночества своей героини, О. Ефремова, игравшего таксиста, влюбленного в эту самую «тетку», и поняла, что никому это ленту не отдаст. Так появилась на свет песня «Нежность», за которую ее автору — композитору А. Пахмутовой, была присуждена I премия на Международном фестивале молодежной песни в Сочи в 1967 году.

Музыковеды говорят, что по песням народной артистки СССР и лауреата разных премий Александры Пахмутовой можно сверять историю страны. В ее арсенале есть Октябрьская революция. Помните, «Ленин такой молодой». Или «Поклонимся великим тем годам». Вторая мировая война. Первый полет человека в космос и снова попадание в «десятку» — «Знаете, каким он парнем был».

В песнях Пахмутовой много человеческого тепла и искренности, хотя некоторые критики считают, что все ее творчество обращено только в сферу патриотических настроений. Не будем оспаривать этот факт. Пусть им занимаются знатоки музыки. Заметим только, что до Пахмутовой и рядом с ней творили такие известные композиторы, как А. Александров, В. Соловьев-Седой, Б. Мокроусов, братья Покрасс, А. Островский, Э. Колмановский, А. Петров, А. Эшпай и многие другие, чья лирическая музыка неотделима от гражданственного пафоса. Их мелодии живут и сейчас. И это, наверное, самое главное для настоящего композитора — суметь достучаться до сердца слушателя…


О себе Александра Николаевна рассказывать не любит, редко дает интервью. Считает, что лучше всего о ней могут поведать ее песни. Она много ездила по стране, побывала в Сибири, Братске, на строительстве Усть-Илимской ГЭС. Композитор собирала материал для своих песен в воинских частях, на кораблях. Друзьями Пахмутовой становились рабочие, строители, солдаты. Она создала свыше 400 песен. Ей по силам путь от бардовской песни до оратории.

Пахмутова, один из самых известных мелодистов ХХ века, родилась 9 ноября 1929 года в поселке Бекетовка, позднее вошедшем в состав г. Волгограда. Отец Али (так называют ее самые близкие люди) работал на электростанции, в свободное время служил тапером в местном кинотеатре, мать вела домашнее хозяйство. Заметив, что дочь проявляет интерес к музыке, отец устроил ее в городскую музыкальную школу.

В 1943 году семья Пахмутовых переехала в Москву. В столице девочку зачислили сразу в 6 класс школы при Московской консерватории.


Увлеченная музыкой, Александра оканчивает школу, консерваторию и поступает в аспирантуру. Во время учебы постоянно бывает в фольклорных экспедициях. Позднее ее песенное «богатство» легло в основу целого цикла народных мелодий. Первую свою пластинку с «Русской сюитой» она хранит до сих пор.

Однако в те годы самая большая слава досталась песне «Походная кавалерийская», которая на песенном конкурсе, посвященном Советской Армии, завоевала I премию. Для Пахмутовой всегда важна была тема. Она с радостью работала с поэтами Л. Ошаниным, М. Матусовским, Е. Долматовским, Р. Рождественским, М. Львовым, С. Гребенниковым, И. Гофф, Р. Казаковой.


Плодотворным стал союз Александры Николаевны с поэтом Николаем Николаевичем Добронравовым. Их знакомство состоялось в 1956 году в музыкальной редакции радио, где они получили заказ на песню для детской передачи. Так родилась песенка «Лодочка моторная». Как, смеясь, говорит Н. Добронравов: «Вот на „той“ лодочке мы и плывем все эти годы вместе».

Известный композитор Р. Щедрин как-то сказал о песнях супругов:

«Им Бог фонариком посветил… Не названия песен, а афоризмы: «Трус не играет в хоккей», «Надежда — мой компас земной», «Усталая подлодка», «Первый тайм мы уже отыграли»…


В конце 60-х годов прошлого века на экраны кинотеатров вышел фильм «По ту сторону», повествующий о гражданской войне на Дальнем Востоке, поставленный режиссером Ф. Филипповым. Эта лента давно забыта зрителями, а «Песня о тревожной молодости», созданная А. Пахмутовой и Л. Ошаниным, по-прежнему актуальна и сегодня. Именно после успеха этой песни Александра Николаевна решила посвятить себя, в основном, песенному жанру.

Следом выходят ее произведения «Надо мечтать», «Песня о друге», «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Обнимая небо крепкими руками», «Мы учим летать самолеты», «На взлет», «Команда молодости нашей», «Как молоды мы были», «Белоруссия», «Беловежская пуща»… У Пахмутовой есть своя лирическая интонация, которую не спутаешь ни с какой другой. На каждом концерте исполняет песню Александры Николаевны «Я не могу иначе» певица В. Толкунова, для которой она была написана.

А разве можно забыть мелодии песен «Старый клен» и «Хорошие девчата», прозвучавшие в фильме «Девчата»? Или «Нам не жить друг без друга», «Девчонки танцуют на палубе», «Люби меня», «Русский вальс», «До свиданья, Москва» (песня Олимпиады-80).


Эта невысокая энергичная женщина с мягкой улыбкой обладает сильной волей и твердым характером. Однажды Пахмутова сказала, что «доброжелатели» из зависти «пытались поймать ее на плагиате, но, увы, им это не удалось». Пахмутова всегда пишет партитуру только от руки, считая, что это хорошая «возможность поработать над деталями произведения». Ее супруг и соавтор Н. Добронравов свои стихи тоже пишет по старинке, от руки, не пользуясь компьютером.

А. Пахмутова и Н. Добронравов, в чьем творчестве немало песен на комсомольскую тематику, не были членами партии. Чиновники от культуры вели с ними бесконечные беседы в Союзе композиторов, долго отказывали в получении квартиры, время от времени запрещали то одну, то другую песню, но заставить их вступить в партию так и не смогли.

Александра Пахмутова всегда относилась к притязаниям номенклатурщиков философски. Она считает, что не стоит «копить обиды, когда тебе судьбой отпущено время сочинять музыку». Когда началась перестройка и рухнул старый мир, песни Пахмутовой перестали звучать по радио и телевидению — критики считали ее олицетворением коммунистической эпохи.

Но время расставило все по своим местам. Искусство не может принадлежать какому-то одному времени, если оно подлинное, настоящее…

Статья опубликована в выпуске 9.11.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: