• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юрий Москаленко Грандмастер

Кем были в жизни герои рок-оперы «Юнона» и «Авось»?

8 апреля 1764 года (по новому стилю) в одной из дворянских семей Санкт-Петербурга родился Николай Резанов, который совершенно неожиданно станет едва ли не идолом для целого поколения советских людей спустя более 200 лет. Точнее, через 206 лет, когда поэт Андрей Вознесенский познакомился с историей «Ромео и Джульетты XVIII века» — графа Николая Резанова и 15-летней дочери коменданта крепости Марии Доминга Консепсион Аргуэльо или более известной нам по имени Кончита.

Как это часто бывает и в литературе и жизни — чтобы «пазлы» всемирной славы сложились, нужен художник и время. Сегодня мало кто знает, что впервые озвучил историю этой сумасшедшей любви доктор фон Лангсдорф, личный врач и сотрудник Резанова, который опубликовал свои «Заметки о путешествии вокруг света…» в 1812 году во Франкфурте. Но в ходу тогда, в 1812 году, были свои герои, так что труды доктора остались практически незамеченными.

А вот Вознесенский своего случая не упустил. В 1970 году он написал поэму «Авось», которые заметили разве что в литературных кругах. А в 1977 году он на основе поэмы создал либретто рок-оперы, организовав творческий дуэт с Алексеем Рыбниковым. И с тех пор более четверти века вряд ли кого оставляет равнодушным эта трогательная история любви.

Кем были герои в жизни?

Начнем с Николая Резанова. Он с юных лет твердо готовил себя к служению России. И хотя «Митрофанушек» хватало и в те далекие времена, но Николай был не из них: к 14 годам проявил недюжинные способности к лингвистике, изучив 5 языков. Тогда же, в столь юном возрасте, граф поступает на военную службу, которая, впрочем, его не особо прельщает. Отслужив что-то около 7 лет, Николай Петрович уходит в отставку. Его ждет интересная работа в петербургской Казенной Палате.

Очень многое дало юному графу знакомство, а потом и тесное сотрудничество с одним из образованнейших людей того времени — Гавриилом Романовичем Державиным, который был в то время кабинет-секретарем Екатерины II. Именно величайший русский поэт поспособствовал тому, что Резанова назначили на должность правителя канцелярии Державина, эти обязанности он исполнял на протяжении трех лет.

Граф пользовался особым доверием императорского двора. Во всяком случае, когда в 1802 году встал вопрос: кого назначать посланником в Японию и руководителем первой русской кругосветной экспедиции на шлюпах «Надежда» и «Нева» — выбор был предопределен заранее: конечно, граф Н. П. Резанов.

Кстати, за этим путешествием (1803−1806 гг.) пристально следила вся российская общественность. Короткие отчеты публиковались в ведущих на тот момент журналах «Вестник Европы», «Лицей», «Северный вестник». Своей важной миссией считал поддержку комендора Резанова выдающийся российский историк Николай Михайлович Карамзин. Он особо подчеркивал, что кандидатура Николая Петровича была выбрана очень правильно.

В этом не было никакого преувеличения. Еще в пути Резанов сочинил сразу две книги: «Руководство к познанию японского языка», содержащее азбуку и первоначальные грамматические правила и разговоры, и «Словарь японского языка». К сожалению, ни одна из них так и не увидела свет.

Не менее интересны были дневниковые записи Николая Петровича. Этот своеобразный журнал состоял из двух частей. Начальная, озаглавленная «Первое путешествие россиян около света», охватывает 1803−1804 годы и описывает посещение Дании, Зеландии, Швеции, Англии, Испании и других европейских стран, Канарских и Сандвичевых островов. Вторая часть рассказывала о путешествии в Японию и обратно в 1804—1805 годах. Но если первая часть была опубликована в журнале «Отечественные записки» в 1822—1825 годах, то фрагменты второй — спустя почти два века.

Так уж сложилось, что судьба подготовила графу сразу два испытания. Во-первых, несмотря на все его старания, его так и не принял император Японии, что не могло не сказаться на имидже Резанова в глазах императорского дома. А во-вторых, Николай Петрович вдрызг разругался с капитаном «Надежды» И. Ф. Крузенштерном, который имел свои взгляды на то, как должна исполняться должность руководителя экспедиции. Дело дошло до того, что Резанов по прибытии в Петропавловск даже накатал жалобу на неправомерные действия Крузенштерна.

В таком состоянии внутреннего душевного раздрая Николай Петрович и прибыл на Аляску. Он сразу увидел, что дела здесь явно не блещут. И тут же купил у американцев судно «Юнона» и отправился лично в Сан-Франциско вести переговоры с американцами.

А свою обиду на японцев он выместил дерзкими набегами на Сахалин. В них принимали участие, как «Юнона», так и новое судно — тендер «Авось». Могли эти набеги существенно изменить ситуацию? Вряд ли! Просто таким образом Резанов облегчал душу.

Но перейдем, собственно, к любви. Когда успели так привязаться друг к другу 42-летний и уже познавший прелесть семейной жизни граф Резанов и 15-летняя дочь коменданта крепости? Для этого, как говорится, много времени не надо. Они познакомились на балу, а женщины «при параде» всегда кажутся более романтичными. Резанов сразу взял быка за рога и предложил помолвку. Родители невесты не возражали. Спрашивал ли кто об этом Марию? Сказать сложно. Но, по всей видимости, она и не возражала. Да и как можно было возражать, если к тебе сватается такой легендарный человек?!

Любила ли она его на самом деле? Возможно, чуточку менее пылко, чем показано у Вознесенского, все-таки литература — это литература, а жизнь — это жизнь.
Одно ясно — жениха она ждала честно, но разве может быть иначе? Вряд ли в то время в окружении Марии были молодые люди, которые могли бы сравниться с графом Резановым и по уровню развития, и по житейскому опыту, и по обходительным манерам к женщинам. Для невинных девушек и последнее обстоятельство имеет очень большое значение.

Но как бы там ни было, а судьба распорядилась по-своему. Николай Петрович подхватил горячку и «сгорел» в очень короткое время. Он умер 1 марта 1807 года. А Мария ждала! Долго и безуспешно. Только спустя 35 лет, когда ей исполнилось полвека, она потеряла всякую надежду и постриглась в монахини. Ее жизнь закончилась спустя 16 лет!

Чему нас учит история этой любви? Прежде всего, тому, что за счастье нужно бороться. И не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Возможно, если бы Резанов пожертвовал бы ради любви карьерой и текущими делами, все сложилось бы по-другому! Но как тут не вспомнить афоризм: «История не терпит сослагательного наклонения».

Статья опубликована в выпуске 8.04.2007
Обновлено 15.07.2022

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Гм-м...Слишком односторонним выглядит Резанов, а от этого теряется, на мой взгляд, половина смысла и текста и музыки. Вы вспомните, Резанов Вознесенского постоянно обращается к Богоматери, просит успокоения. По свидетельству очевидцев он был весьма неуровновешенным человеком, с детства слышал голоса и т.п.
    Вот что пишет о Н. Резанове в своем "Журнале путешествия" главный комиссионер компании Федор Шемелин: "...дух его лишился всей бодрости, после того воображались ему одни только ужасы смерти ежеминутные о том опасения (хотя не было к тому ни малейших причин). Он при малейшем шуме, стуке, на шканцах или в капитанской каюте происходящих, изменялся в лице, трепетал и трясся, биение сердца было беспрерывное. Он долгое время не мог приняться за перо и трясущимися руками что-либо изображать на бумаге; здоровье его в продолжении пути до Сандвичевых островов сколько за неимением свежей пищи, а больше от возмущения душевного и беспокойства разного рода так изнурилось, что мы опасались лишиться его навеки".
    Да те же споры и ссоры с Крузенштерном! Он то подбивал команду на бунт, то требовал полного подчинения от капитана, хоть это и приводило к безрассудным шагам. Все же он был коммерсантом, а никак не мореплавателем. Вот еще кусок из воспоминаний современников:
    "Все наши доказательства, что судно (“Юнона”) течет и вовсе ненадежно, не в силах были остановить его предприимчивого духа. Мы сами хотели возвратиться на фрегате в Россию, но гордость, особливо, когда сравнили чины, почести, ум, состояние в ту же минуту сказали себе: идем, хотя бы то и стоило жизни, и ничего в свете не остановит нас"
    Кстати, в "Авосе" этот душевный раздрай Резанова был выписан более четко. То же письмо Дмитриеву, которое в опере превратилось в арию "Душой я бешенно устал..." более выпукло показывала его состояние:
    Душой я бешено устал!
    Чего ищу? Чего-то свежего!
    Земли старые - старый сифилис.
    Начинают театры с вешалок.
    Начинаются царства с виселиц.
    Земли новые - tabula rasa.
    Расселю там новую расу -
    Третий Мир - без деньги и петли,
    Ни республики, ни короны!
    Где земли золотое лоно,
    Как по золоту пишут иконы,
    Будут лики людей светлы.
    Был мне сон, дурной и чудесный
    (Видно, я переел синюх).
    Да, случась при Дворе, посодействуй -
    На американке женюсь...
    Так, что в жизни, по крайней мере, один из персонажей точно не был этаким принцем-бессеребренником, радеющим только за Отечество.

    Оценка статьи: 2

    • Спасибо за дополнение к статье. Это уж точно, душа была у Резанова очень мятущаяся. Однако, я бы не стал очень доверять и Вознесенскому, который не спорю, талантливый поэт, но все-таки поэт, который использует определеный материал (а иногда просто даже тему), чтобы показать прежде всего себя, свое умение жонглировать словами, нагнетать страсти и т.д. Вряд ли Резанова так уж беспокоил старый сифилис и создание третьей республики на Аляске. Он был вполне здравомыслящий человек и понимал, скольких трудов будет стоит наведение хотя бы видимого порядка в Нью-Архангельске, не то чтобы осуществление такой мечты, как построение мини-государства.
      В чем-то прав и Олег. С высоты лет нам судить не так уж просто...

      Оценка статьи: 5

    • Интересный комментарий. Сейчас, нам сложно оценить объективно положительные и отрицательные качества Резанова. Всему своя эпоха и свои ценности... История может о многом умалчивать.

      А ведь было множество таких примеров, когда знатные дворяне чуть ли не ставили под угрозу Колоссальные морские и сухопутные экспедиции. Часто не имея на это оснований, ведуемые эгоизмом или капризами.

      Оценка статьи: 5

  • Тоже 5!

    Оценка статьи: 5

  • Интересно! С удовольствием слушаю оперу, а теперь буду знать и предисторию!

    Оценка статьи: 5

  • Супер! Отличная статья. Многие подробности в этой истории мне не были до сих пор известны. Спасибо!
    5.

    Оценка статьи: 5

  • Думаю, что такая статья в комментариях не нуждается. Заслуженная 5.

    Оценка статьи: 5

  • Однозначно 5 баллов!

    "Юнона и Авось" - Отличная Рок-опера, которая нравиться очень многим независимо от возраста, действительно в ней скрыто много ответов на вопросы любви и жизни.
    Статья отличная, легко читается, рад был узнать некоторые подробности из жизни Николая Резанова!
    Спасибо!

    Оценка статьи: 5