Но как только я ступил на борт огромного парома-теплохода «Марко Поло» в маленьком хорватском городке Ровинь на севере страны, совсем недалеко от легендарной Венеции, имя Марко Поло зазвучало для меня по-новому.
На борт парома-теплохода я попал в качестве руководителя российской команды яхтсменов-журналистов, принимавшей участие в парусных гонках на Кубок телевидения Хорватии. У нас эти гонки называли «На первенство мира среди журналистов». Гонки организовала Туристская заедница (союз) Хорватии на собственных однотипных яхтах типа «Элан-431». В них участвовали представители 22 стран.
Гонки начались 21 мая 1999 года в городке Ровинь и должны были завершиться через 10 дней на острове Корчула. Гонка проходила в дни интенсивного обстрела сербских городов с кораблей США и НАТО. Ежедневно и по ночам над нами проносились ракеты, несшие смерть и разрушения в недалекой отсюда Сербии. А совсем недавно Сербия и Хорватия наряду с другими республиками составляли федеративную республику Югославия.
В гонках мы заняли неплохое девятое место, обставив завзятых моряков из Ирландии и Голландии, ставших аутсайдерами. Победили же и увезли Кубок телевидения Хорватии братья-славяне из Словении. Наконец мы встали у причала города-острова Корчулы. Одна из наших «хозяек» — Наташа Марчеля — русская из Риеки, куда она перебралась из Петербурга, выйдя замуж за хорвата, сказала:
— Маршрут наших гонок был своего рода повторением пути, которым шел Марко Поло к своему явлению из небытия к известности. Завтра Корчула покажет гостям морскую «битку» — сражение — копию настоящей в 1298 году. После нее Марко Поло из простого негоцианта превратится в узника, писателя и знатока Востока…
Вопрос о месте рождения Марко Поло перестал быть риторическим. Хорватия восстановила историческую справедливость, опровергнув привычный тезис: Марко Поло — венецианец. Млетачка — древнее хорватское название Венеции — тоже по-иному воспринимается в новом осмыслении давней истории. Теперь Марко Поло стал частью прошлого Хорватии.
История странствий Марко Поло известна. В 1271 году 17-летний Марко Поло отправляется со своим отцом Никколо и дядей Маффео в Китай и там при дворе великого монгольского хана Хубилая, внука Чингисхана, и в путешествиях по стране живет вплоть до смерти этого покорителя Китая. На родину Марко Поло возвращается морским путем и уже 41-летним преуспевающим купцом появляется в Венеции. Было это в 1295 году. Почему он сразу не рассказал о своих странствиях — остается загадкой.
Прошло еще три года, и Марко Поло отправляется на юг защищать Корчулу — свою родину как часть Далмации, входившую в состав Венеции. Результат «битки» был печальным для венецианцев: 7000 убитых и чуть больше плененных. Раненого и избитого, закованного в цепи Марко Поло бросили в темницу здешней старинной башни. В бреду он рассказывал диковинные истории о небывалом странствии в Китай, которые с удивлением слушал его напарник по заточению, некий Рустичелло, оказавшийся писателем из Пизы.
Он-то и записал текст будущей «Книги Марко Поло». Эта книга сделала узника из Корчулы едва ли не самым знаменитым путешественником и предтечей грядущих Великих географических открытий. Излишне говорить, что после написания книги Марко Поло был отпущен восвояси. «Книга Марко Поло» впоследствии стала объектом внимательного изучения для Васко да Гамы, Колумба и Магеллана, которые с завидным упрямством стремились найти морские пути туда, где Марко Поло прожил долгих двадцать с лишним лет…
«Возвращение» Марко Поло на землю Хорватии, а точнее, на один из островов этой страны — Корчулу, начался с решения городского Совета о создании Международного центра Марко Поло. Было это в ноябре 1997 года. Руководителем Центра стал… далекий потомок Марко Поло и нынешний окружной судья Корчулы — Владимир Деполо. И место для будущего Центра тоже выбрано. Это дом, где, по преданию, жили родители Марко, — в самом центре старинной части города, в гуще средневековых узких улиц.
Перед визитом к наследнику Марко Поло мы с Наташей посетили местное кладбище, и я сделал фотографии могил нескольких потомков Марко Поло. Для меня это имело особый смысл, поскольку нынешний президент Международного центра Марко Поло и его сын участвовали в инсценировке «битки бродов» — сражения кораблей — в далеком 1298 году. Этот спектакль на воде с участием множества «старинных» яхт и ряженых под генуэзцев и венецианцев матросов был подарком для нас — участников яхтенной гонки.
Участники «битки» уже садились на галеры. А на набережной пленники-венецианцы, громыхали кандалами и цепями на руках под охраной победителей-генуэзцев. Они были в центре внимания множества гостей и туристов.
Мы спустились на набережную и встретили отряд воинов-генуэзцев, в строю которых находился и сын Владимира — гимназист Миховил — в костюме ратника генуэзской галеры.
— Не удивляйтесь, — пояснил Владимир Деполо, — правила игры обязывают в знак примирения с далеким прошлым поменяться ролями. Мы должны жить в мире со всеми потомками тех, кто воевал когда-то…
Потом мы поднялись в центр города. С площади у собора виднелось сооружение, подобное черепичному шатру над вознесенным на уровень третьего этажа двориком. Это и был дом Марко Поло. Узкая улица, ведущая к дому, уже обрела таблички-указатели, и повернув по направлению стрелки, мы оказались перед нависающим над улицей балконом с дверью, ведущей на второй этаж.
— Международный центр Марко Поло будет включать несколько мемориальных объектов, и главным среди них станет музей в доме Марко Поло. А новая экскурсия для туристов теперь будет называться «Марко Поло из Корчулы».
Анастасия, ваша статья почти сделала меня счастливой)