Он родился, когда до февральской революции оставался месяц с небольшим, в волжском городе Балаково. Отец, священник одного из местных приходов, рассчитывал на то, что сын повторит его судьбу, но тут грянула революция, и батюшка был вынужден кочевать по стране. Когда стало ясно, что профессия отца лишь повредит будущему сына, они придумали легенду о том, что, мол, родители умерли в голодном 1921 году. «Как же так? — удивился Женька, — «Вы же живы!» «Да, живы, — подтвердил отец, — но иногда нужна ложь. Ложь во спасение».
Закончилось дело тем, что мальчишка собрал вещи и переехал жить к деду, в Самару. Он с головой окунулся в новую жизнь, организовал комсомольскую ячейку на заводе, был на первых ролях. Поступил учиться в фабрично-заводское училище, а через некоторое время понял, он хочет играть. В театре.
Женя отличался от других. В нем была тонкая интеллигентность, нежелание переступать через себя даже тогда, когда положение казалось безвыходным. А еще его считали «чистоплюем» — он так ни разу и не заставил себя что-то украсть, пить водку и курить. И местные сорвиголовы начали поглядывать на него с подозрением — разве не может 20-летний парень «расслабиться» после тяжелой трудовой недели?
А расслаблялся Лебедев в местном Театре рабочей молодежи (ТРАМ), где с радостью брался за любые роли. Но особо у него получались те, в которых нужно было передать душевный мир молодого человека, его лиризм, одним словом «тонкую материю» души. В жестокой и нахрапистой атмосфере первых лет советской власти именно такие герои вызывали наибольшую любовь у зрителей, уставших от кожанок комиссаров, хриплых голосов, и вечных призывов «почистить контру».
Евгений пользовался успехом, чем вызвал неприязнь и зависть своих менее удачливых коллег. Кто-то состряпал донос в «органы», мол, куда вы смотрите, тут у вас на глазах вот-вот начнет вредить «поповский» сынок. И только любовь одного из чекистов к театру помогла избежать репрессий. Он подкараулил Лебедева после очередного спектакля и шепнул: «Вам нужно уезжать, молодой человек, добром это не закончится». «Куда я поеду? — удивился Лебедев. — Здесь у меня родные, театр, роли…». «Да хоть бы в Москву, — подсказал чекист, — город миллионный, там затеряться легче…»
Так в 1933 году Лебедев отправился в Москву. Но не затем, чтобы скрываться — он поступил в студию при театре Советской Армии. Потом были московский Центральный техникум театрального искусства и училище Камерного театра, где его учителем был знаменитый актер МХАТа Владимир Готовцев. Училище Лебедев окончил за год до начала Великой Отечественной войны. И был направлен на работу в Тбилисский русский театр юного зрителя.
Он очень тяготился тем обстоятельством, что вынужден был жить вдалеке от России. И даже просил друзей — привезите мне хотя бы горсточку русской земли. Однажды кто-то выполнил эту необычную просьбу и привез спичечный коробок земли с московской окраины. Для Лебедева это был очень дорогой подарок, он хранил его в своей гримерной, и перед выходом на сцену часто вертел коробок в руках.
А через два года, в 1942 году актер познакомился с сестрой своего коллеги Гоги Товстоногова — Натэллой. Ей было 15 лет, ему — 25. Он ей очень нравился. А в ответ только улыбался — сначала подрасти, невеста…
В трудные военные годы Лебедев взял шефство над Товстоноговыми, они к жизни были не очень-то приспособлены. На следующий год после Великой Победы Товстоногова пригласили работать в Москву, но он смело оставил сестренку на попечение своего старшего товарища. Невеста «подросла» к 1950 году, когда они решили пожениться. В это время Товстоногов перебирается из Москвы в Ленинград, куда приглашает и Лебедева.
Когда Лебедев и Натэлла поженились, им выделили квартиру по соседству с Георгием Товстоноговым. Они не могли жить раздельно — взяли и прорубили в стене дыру…
Первая серьезная роль в кино принесла Евгению Лебедеву известность. Он сыграл Ромашова в фильме «Два капитана». Яркая, запоминающаяся роль. А в жизни очень хотел сыграть «Короля Лира». И даже выучил эту роль назубок. Оставалось самая малость — попросить режиссера, брата жены. Он бы, наверное, не отказал. Но переступить через себя Лебедев так и не смог. Просить у кого-то, даже у практически родного человека, Евгений Алексеевич так и не научился…
Ему предложили эту роль два других театра. Но Лебедев это постарался скрыть от Товстоногова, не хотел травмировать. Игра в «чужих» театрах тогда, мягко говоря, не приветствовалась… Эта роль осталась несыгранной.
А затем был последний подвиг. Лебедев пережил инсульт — тяжелейший, с потерей речи, Ему пришлось и к жизни, и в профессию возвращаться заново. Он учился ходить, двигаться, разговаривать. И сумел победить! Вернулся на сцену и еще не раз срывал овации зрителей.
Но болячки поджимали. Врачи предложили Лебедеву лечь на операцию. Они рисковали. Риск оказался неоправданным. 9 июня 1997 года сердце великого актера не выдержало. А ведь еще полгода до этого, 15 января того же года, когда Лебедев отмечал 80-летие, казалось, что он проживет долго-долго…
Его жизнь и судьба учит: человек всегда способен подняться над обстоятельствами. Даже если в это не верят другие. Лебедев всегда вспоминал слова своего отца: «Запомни: никогда не теряй веру. Никогда с ней не расставайся. Что бы ты ни делал, в деле твоем должна быть вера. С верой и благоговением совершай свой труд, зарабатывай кусок хлеба». Давайте и мы их сделаем своим девизом…
Спасибо,что вспомнили о Лебедеве.Когда БДТ был на взлете, он даже среди того великолепного актерского состава выделялся - АРТИСТ милостью Божьей
Оценка статьи: 5
0 Ответить
5.
0 Ответить
Спасибо, Юрий, за интересную статью о замечательном актере.5
Оценка статьи: 5
0 Ответить