• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галя Константинова Грандмастер

Киномузыка: какая она? Генри Манчини

Если продолжать тему о киномузыке, то необходимо все же сказать, что толком об этом уже практически столетнем жанре искусства еще не написано. Есть какие-то работы, более-менее описывающие это явление, но все больше в США и касаются Голливуда. Есть спецкурсы в некоторых западных учебных заведениях, но, тем не менее, сказать, что исследования носят систематический характер — пока нельзя. Тем более что за кадром остается советская и российская киномузыка, не говоря уже о том, что происходит в кинематографе различных стран Азии.

Так что было бы интересно всем вместе повспоминать и разобраться. Но сегодня — все-таки опять США и Голливуд, а именно — крупнейший музыкант в жанре киномузыки Генри Манчини. Его творчество интересно с разных точек зрения. Безусловно, в первую очередь, это большой талант. Музыка из фильмов «выходила в большой мир», становилась песнями, джазовыми стандартами и живет уже самостоятельной жизнью.

Во-вторых, Манчини — рекордсмен. Написать музыку к 500 фильмам и телесериалам — это грандиозная работа (перечислять 500 кинофильмов я, конечно же, не буду). Получить 4 премии «Оскар», 2 номинации на «Эмми» и 20 призов «Грэмми» — это грандиозный успех.

Предлагаю ограничиться небольшим биографическим очерком, заодно вспомнить самые известные темы и посмотреть, какие интересные выдумки применил композитор в своей работе.

Генри Манчини родился 16 апреля 1924 года в США (умер там же 14 июня 1994 года). Родители его — эмигранты из Италии. Отец был рабочий-сталелитейщик, ребенка отправил учиться играть на флейте-пикколо (игра на фортепиано — уже позже).

Дело происходило в Кливленде, в районе под названием «Маленькая Италия». И отец Квинто, и сын Генри часто вместе выступали в эмигрантском оркестрике «Сыновья Италии». Не удивительно, что, окончив одно учебное заведение, Генри Манчини поступил в другое — высшую Джульярдскую школу в Нью-Йорке. Но шла война, и через год он был призван в армию. Участвовал в освобождении концлагеря в южной Германии.

После Второй мировой войны Генри Манчини продолжил обучение, а также работал с оркестром Гленна Миллера, который остался без своего руководителя (сам Миллер трагически погиб). Кстати, первая награда, первый Оскар — как раз за фильм «История Гленна Миллера».

Как и многие другие композиторы, Генри Манчини был пионером по включению в киномузыку джазовых элементов. Так что его одновременно относят и к джазовым музыкантам.

Так же как Нино Рота проработал всю жизнь с Федерико Феллини, так и Манчини создал длительный творческий союз со знаменитым американским кинорежиссером Блэйком Эдвардсом. В этом союзе и родилась музыка к таким фильмам, как «Завтрак у Тиффани», циклам и сериалам «Розовая пантера», «Поющие в терновнике», «Питер Ганн» и другим.

Интересно посмотреть на то, как творчески подходил музыкант к решению задач в каждом случае. Есть «чистая лирика» — как в известной «Moon River» из фильма «Завтрак у Тиффани». Об этой меланхоличной песне написано немало. Не грех было бы и повторить, но в данном случае лучше просто вспомнить и послушать. Столь же лирично-проникновенны и саундтреки к ряду других фильмов («Двое на дороге» и др). А есть интересные, «характерные» темы, причем в каждой — своя изюминка.

Так, главная тема фильма «Большие гонки» интонационно близка к старым английским песням, что очень подходит к атмосфере начала 20 века, в которой происходят события. В романтическом детективе «Шарада» героиня Одри Хепберн — переводчица в ЮНЕСКО в Париже — узнает, что муж убит, но одновременно исчезают и деньги. Главная тема фильма — «типичный парижский» вальс, но он звучит на фоне нервных ударных, что создает нужный эффект внешней безмятежности и внутренней тревоги.

Но есть приемы интереснее. Например, такова тема «Baby Elephant Walk» из фильма «Hatari!» Фильм о ловле диких зверей для зоопарков, смешанный жанр, который требовал разного подхода. Вот и пошли слонята в стиле буги-вуги в несколько комичном параде. А к ним добавились «локомотивные» звуки. Последние получались тоже необычным образом.

Каллиопа — это такой странный инструмент, паровой орган, который использует локомотивные или пароходные гудки. Звук этого инструмента накладывается на буги-вуги. И вот уже неуверенно бредут зверята, тут же «трубные гласы», которые могут ассоциироваться и со звуками, которые могут издавать сами слоны, а возможно, и ассоциация с изначальной сюжетной линией — охотой для зоопарков.

Любопытно построена тема из сериала «Розовая пантера». Лад, в котором она написана, не вполне привычен. Такой лад характерен для некоторых районов Восточной Европы и совсем правильно называется «венгерским» или «цыганским». Возможно, благодаря этому тема стала одной из самых популярных в мире.

Музыка к сериалу «Питер Ганн» — тоже джазовая, с легким ритмом рок-н-ролла. Любопытно, что музыка к обычному детективному сериалу вошла в число записей Библиотеки Конгресса США как имеющая «культурное, историческое и эстетическое значение». Само собой, получила в свое время и высшую музыкальную награду — Грэмми.

Три вышеперечисленных примера относятся к джазовым темам. Но и лирика, и джазовые мотивы — далеко не полная палитра всех возможных выразительных средств.

Не менее занятна и музыка к фильму «Попугай» («The Night Visitor»). Жанр психологического триллера требовал особого подхода, и здесь тоже не обошлось без выдумки. Состав оркестра оказался крайне необычен: вместо традиционного оркестра в партитуре значатся синтезатор, 12 духовых, орган, два фортепиано, два клавесина, причем один из клавесинов по требованию и замыслу композитора нужно настраивать на четверть тона ниже. «Расстроенный» клавесин в паре с «правильным» и прочим необычным составом и является «звуковым символом» расстроенной психики.

Талант, очень высокая работоспособность, умение с большой выдумкой подходить к решению самых разных задач — все эти качества, видимо, и послужили причинами столь успешной творческой карьеры Генри Манчини. Кстати, все дети Генри Манчини так или иначе связаны с музыкой. Любопытно, что его дочь — Моника Манчини — уже дважды номинировалась на Грэмми.
_________

В комментариях можно послушать музыку.

Статья опубликована в выпуске 24.04.2015
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: