Перейти к четвертой части статьи
Лоуренс Оливье, обеспокоенный здоровьем супруги, настоял на срочной госпитализации. Спустя пару месяцев, едва выписавшись из больницы, Вивьен приступила к репетиции нового спектакля — «Спящий принц», хотя врачи настоятельно рекомендовали воздержаться от нагрузок. Спектакль прошел с огромным успехом, но некоторые критики весьма верно отмечали, что недавно отметившая 40-летний юбилей Вивьен едва ли годится на роль юной хористки. Через три года, когда Лоуренс Оливье займется экранизацией пьесы, Вивьен, понимая, что возраст не позволяет взяться за эту роль, предложит ему кандидатуру Мэрилин Монро.
В начале 1953 года Вивьен приглашают в фильм Уильяма Диттерле «Слоновья тропа», съемки которого должны были проходить на Цейлоне. Она с радостью соглашается, надеясь, что теплый климат пойдет ей на пользу. К сожалению, туберкулез спровоцировал сильнейший приступ у актрисы. В бреду она называла своего партнера — актера Питера Финча: «Ларри». Вивьен в срочном порядке отправили домой в Великобританию, а главную женскую роль отдали Элизабет Тейлор. Аванс в 150 тысяч долларов, выданный актрисе, забирать не стали.
Вскоре после припадка Вивьен обнаружила, что снова беременна. Из-за беременности она отменила все творческие вечера и спектакли, сосредоточившись на своем здоровье. Врачи утверждали, что ей ничего не угрожает, но на 6 месяце у актрисы случился выкидыш. Вторая неудачная беременность подкосила Вивьен и осложнила ее отношения с мужем. Уже давно ходили слухи о его интрижках с молодыми актрисами, но Вивьен отказывалась верить в это.
В одном из интервью в начале 40-х годов она сказала, что если с Ларри что-нибудь случится, то она никогда не выйдет замуж. По словам сына Лоуренса Оливье, для отца Вивьен была самой большой страстью в жизни, в то время как для Вивьен он был единственной любовью. Тяжелая болезнь жены, ее непростой и независимый характер, феноменальный успех в кино и в театре не давали покоя Лоуренсу. Он хотел быть единственной звездой в семье, неоспоримым гением. Слава и талант жены немало уязвляли его самолюбие, ее неустойчивая психика изматывала его.
На протяжении 50-х годов отношения между супругами были довольно напряженные, они отдалялись друг от друга. Несмотря на это, Вивьен продолжала его любить, продолжала смеяться над слухами о его связи с театральной актрисой Джоан Плаурайт, которые, к несчастью, оказались правдивыми.
В 1960 году Лоуренс подал на развод с Вивьен. Разрыв с любовью всей ее жизни стал настоящим ударом для Ли. Тем не менее в суде она не позволила себе ни единого грубого слова в адрес теперь уже бывшего мужа. Через год Лоуренс и Джоан поженятся и проживут вместе, вырастив троих детей, вплоть до самой смерти Оливье в 1989 году.
Огромную поддержку Вивьен в этот период получала от бывшего мужа Герберта Холмана, дочери Сюзанны и своего друга — канадского актера Джека Меривалля, давно влюбленного в нее. Она отводит душу в общении со своими тремя внуками. В интервью она утверждала, что счастье быть бабушкой для нее гораздо важнее счастья быть матерью. Свою нерастраченную любовь Вивьен Ли дарила внукам и многочисленным кошкам, которые обитали в ее доме постоянно. Поддержка семьи помогла Вивьен справиться с мыслью, что теперь ей уже не предложат роли юных красавиц.
История актрисы продолжилась. Теперь ей предлагали возрастные роли отчаявшихся женщин, от которых Вивьен не отказывалась. В конце 50-х и начале 60-х годов она играет свои лучшие поздние роли: запутавшаяся в отношениях с мужем и любовником Эстер в фильме Анатоля Литвака «Глубокое синее море» (1955), Сабина в ее единственном телефильме в карьере «The Skin Of Our Teeth» (1959), гордая и ранимая Карен Стоун в экранизации Хосе Куитеро романа Теннесси Уильямса «Римская весна миссис Стоун» (1961) и незабываемая Мэри Трэдивелл в шедевре Стэнли Крамера «Корабль дураков» (1965), ставшем последним фильмом Вивьен. В театре она играет непростые роли, за которые вряд ли бы взялась раньше: Татьяна в «Товарище», графиня Санзани в «Графине», Анна Петровна в «Иванове».
Хоть она больше и не была официально Леди (в 1947 году Лоуренсу Оливье был пожалован рыцарский титул), она до конца дней вела себя аристократически. Джек Меривалль помогал ей содержать дом и принимать гостей. Он стал для нее незаменимым помощником и близким другом. Многие думали, что пара, наконец, узаконит отношения, но этого так и не случилось. Вивьен любила только Лоуренса Оливье и после развода все равно хранила его фотографию на прикроватной тумбочке.
Здоровье Вивьен все ухудшалось и ухудшалось. Врачей беспокоило увеличение жидкости в легких и усилившиеся нервные припадки. Ли продолжала работать, несмотря на предупреждения докторов.
8 июля 1967 года Джек Меривалль пришел домой после съемок. Он поздоровался с Вивьен, вернувшейся с репетиции спектакля, носившего, по трагической случайности, название «Хрупкое равновесие». Он прошел на кухню, но не прошло и минуты, как услышал глухой стук в комнате Вивьен. Он поспешил туда, но нашел актрису уже мертвой на полу. Как установили при вскрытии специалисты, Вивьен захлебнулась жидкостью, переполнившей ее легкие.
Лоуренс Оливье, узнав о смерти Вивьен, тут же немедленно приехал, хотя перенес серьезную операцию. Прах актрисы был развеян спустя несколько дней над озером около ее дома.
После смерти Вивьен Лоуренс Оливье был абсолютно опустошен. Он начал понимать, как сильно она нуждалась в нем. Его сын Тарквиний вспоминал, что отец часто смотрел последние фильмы Вивьен, особенно «Римскую весну миссис Стоун», и спрашивал сам себя: «Что же пошло не так?»
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...