• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир  Жестков Грандмастер

Какими они были, те «старики», что шли в бой? Григорий Андреевич Речкалов. Часть 2: везёт тому, кто везёт

В конце 1942 года полк, в котором служил молодой, но уже хорошо зарекомендовавший себя боевой лётчик Григорий Речкалов, имевший на лицевом счету почти десяток сбитых самолётов врага, отозвали с фронта на доукомплектование и перевооружение на американские истребители Р-39 «Аэрокобра». В начале апреля 1943-го полк вернули на фронт, и он оказался в самой гуще боёв за Кубань.

В те солнечные весенние деньки в небе десятками носились свои и чужие самолёты. В первом бою, состоявшемся 11 апреля над станицей Крымская, Речкалов и Покрышкин сбили по одному Ме-109. На следующий день на фюзеляже самолёта Речкалова появилась ещё одна звёздочка — был сбит очередной Ме-109.

Позднее Г. Речкалов вспоминал: «Не было ни одного вылета, чтобы мы не вели бой. Вначале фашисты действовали нахально. Выскочит группа, навалится, смотришь, то один, то другой наш самолёт, загоревшись, летит к земле. Но мы быстро разгадали тактику фашистских лётчиков и стали применять новые приёмы: ходить парами, а не звеньями, лучше использовать для связи и наведения радио, эшелонировать группы самолётов, так называемой „этажеркой“. Именно в эти дни в нашем полку родился „соколиный удар“, разработанный Александром Ивановичем Покрышкиным». Григорий служил в то время в эскадрильи Покрышкина и был его верным помощником.

Надо пояснить, что имел в виду Речкалов, говоря о «соколином ударе». Для этого рассмотрим один из боёв, проведённых им в кубанском небе.

Восьмёрка наших истребителей летела высоко, сопровождая группу штурмовиков, направлявшихся атаковать немецкие позиции. Внезапно появилась большая группа немецких истребителей (6 Ме-109 и 10 Ме-110). Не заметив высоко в небе самолёты прикрытия, немцы ринулись в атаку на наши штурмовики. В этот момент из поднебесья в крутом пике им на головы буквально свалились советские истребители. Огненные трассы рвали немецкие самолёты. Используя высокую скорость, набранную в пикировании, наши истребители, проведя атаку, вновь взмывали вверх, чтобы снова и снова пикировать на фашистов. Потеряв несколько машин, немцы вынуждены были ретироваться. В этом и заключался «соколиный удар». В тот день 21 апреля 1943 года это был уже второй подобный бой. Григорию Речкалову удалось сбить тогда два фашистских Ме-109.

Вскоре ему было присвоено воинское звание старший лейтенант и он стал командиром звена в эскадрилье капитана Покрышкина.

Ожесточенные бои продолжались, на землю летели сбитые фашисты. Обычно Григорий летал ведущим пары в группе Покрышкина. В течение апреля он пополнил свой счёт семью Ме-109 и одним Ju-88, а в конце мая — ещё десятью самолётами (9 Ме-109 и 1 Ju-87), при этом однажды он сбил три вражеских машины, а в трёх боевых вылетах сбивал по два немецких истребителя. В боях Речкалов сформулировал основную заповедь лётчика-истребителя, которую он повторял многократно: «Обнаруживай противника первым. С атакой не спеши — выжди момент. Атакуй наверняка, с близкой дистанции, одной очередью».

24 мая 1943 года Г. Речкалову было присвоено звание Героя Советского Союза.

От многих лётчиков, воевавших вместе с ним, Речкалова отличала быстрота принятия решения, а также стремление довести до победы каждый начатый бой. Образцом его действий можно считать бой, произошедший летом 1943 года в районе реки Молочной.

Восьмёрка истребителей прикрывала наши наземные войска. Истекало время, отведённое на патрулирование, и Речкалов ожидал прибытия смены. Именно в это время внизу появилось около 50 «юнкерсов», прикрываемых двумя звеньями истребителей. Речкалов принимает решение разделить свою группу на две четвёрки, одной атаковать бомбардировщики, вторая должна была связать истребители.

Четвёрка «Яков», стреляя буквально в упор, промчалась через строй «юнкерсов». Речкалов и Клубов сбили по одному немцу, разрушив их строй, после чего, сделав боевой разворот, стремительно поднялись вверх и снова с высоты атаковали фашистские самолёты. Пикируя, Речкалов сбил ещё один «юнкерс». Фашисты в беспорядке сбросили тяжеленный бомбовой груз и стали разворачиваться, пытаясь оторваться от русских и уйти назад. Воспользовавшись паникой в их рядах, Речкалову удалось поджечь ещё один бомбардировщик противника.

Всё это время вторая четвёрка вела упорный бой с «мессерами». Жердеву удалось сбить ведущего немецкой группы, после чего те стремительно ретировались. В этом скоротечном бою советские лётчики уничтожили пять «юнкерсов» и один «мессер», при этом Речкалов записал на свой счёт три победы. Но самое главное, немецким бомбардировщикам не удалось долететь до позиций наших наземных войск. Семь минут длился этот бой, а лётчикам показалось, что они провели в схватке целую вечность.

За этот бой Речкалов был удостоен ордена Александра Невского с формулировкой: «За успешные победы в бою с превосходящими силами противника».

Осенью 1943 года полку Покрышкина разрешили «охоту над морем», на которую он отрядил самых лучших лётчиков-снайперов. Естественно, в их число попал и Речкалов. Это было самое любимое занятие аса. Он поднимался на максимальную высоту, порядка 6 000 метров, и, используя своё острое зрение, высматривал самолёты противника, после чего стремительно их атаковал. В одном из таких вылетов ему удалось сбить три самолета — два Ju-52 и летающую лодку «Савойя».

1 июля 1944 года гвардии капитану Г. Речкалову за 415 боевых вылетов, 112 воздушных боев, 48 личных и 6 групповых побед было присвоено звание дважды Героя Советского Союза.

Боевая жизнь преподносит множество сюрпризов её участникам. Однажды осенью 1942 года Речкалова послали разыскать фашистский бронепоезд, сильно досаждавший нашим наземным войскам. Маневренный, хорошо замаскированный, он стремительно передвигался по железнодорожным артериям, возникая на разных участках передовой. Речкалову каким-то одному ему ведомым путём удалось засечь фашистское чудовище. Были вызваны штурмовики, превратившие его в груду металлолома.

«Илы» уже направились домой, когда примчалась шестёрка «мессеров», мгновенно вступившая в бой с тремя советскими истребителями. Речкалову удалось одного сбить, но сам он был сильно ранен в ногу. Теряя сознание, лётчик направил самолет к земле. «МиГ» не врезался в землю, а, сильно потеряв скорость, скользнул по пологому склону и упал во вражеские окопы. Вот там Речкалов окончательно потерял сознание. Очнулся он, когда его на носилках несли свои. «Понимаешь, два дня торчим под этой высоткой, никак не можем её взять. А тут ты врезался в их окопы, они и посыпались, теперь мы держим господствующую высоту», — объяснили Речкалову пехотинцы.

Можно сказать, что это просто везение, но ведь известно: везёт тому, кто везёт. А вот этим Речкалов отличался в течение всей войны. Последние бои прославленный лётчик провёл над Берлином в апреле 1945 года.

Всего он совершил 450 боевых вылетов и провел 122 воздушных боя. Данные о сбитых им вражеских самолётах несколько разнятся. Ранее считалось, что он одержал 56 личных побед и сбил 6 самолётов в группе. В последнее время документально доказано, что Речкалов лично сбил 61 самолёт и 4 в группе. Откуда взялась такая разница, рассмотрим в следующей статье.

Статья опубликована в выпуске 26.02.2016
Обновлено 1.08.2022

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Уважаемый Роман! За годы войны Речкалов, также как и другие летчики, летал на всем, что попадалось. Вначале на И-153, И-16, Як-1, МиГ-3, ну а затем на "Аэрокобре" Р-39. Написать последовательно не всегда получается, но в тексте есть упоминание, что описываемые события с бронепоездом произошли осенью 1942 года, а переучивание на Р-39 в конце того же года.

  • Уважаемый Владимир! Как всегда отлично. Маленький вопрос: он на "Кобре" летал или на МИГе, ибо в землю врезался МИГ, а переучивался на "Кобру"?
    Оценка статьи: 5