За духовной помощью шли к нему и император Николай II, и обер-прокурор Святейшего Синода Саблер, и дворяне, и купцы, и простой люд — крестьяне, рабочие, мастеровые. Все они, независимо от знатности, богатства и чинов, были для старца «сынками» и «дочками»…
Парнишка рос шустрый и смышленый — помогал родителям по дому и в поле, учил Евангелия, Часослов, Псалтырь. Быть бы ему псаломщиком в прудищенской церкви да работать, как мать с отцом, на барина, но тот продал все крепостное семейство в подмосковное село Наро-Фоминское князю Щербатову. Князь распорядился отдать подростка в ученики по слесарному делу. В ученье оказалось полегче, чем на барщине — по крайней мере, появилось немного свободного времени, которое Вася посвящал походам в недалекую Зосимову Пустынь. Там он познакомился с отшельником-монахом Геронтием и в общении с ним впервые задумался о своем пути служения Богу.
Решение стать монахом окончательно созрело, когда мать взяла его на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру. «По окончании службы в Троицком соборе подошел я приложиться к мощам преподобного Сергия, и когда прикладывался, почувствовал великую радость на душе, — рассказывал он впоследствии. — То было для меня необъяснимо, но так сильно охватило меня всего, что тут же у раки угодника Божия окончательно решил, если Богу угодно будет, поступить под кров его обители».
На следующий год с родительского благословения Василий отправился в Лавру вместе с Геронтием, жаждущим провести остаток жизни и окончить ее близ мощей святого Сергия Радонежского. Через некоторое время, получив отпускную грамоту от помещика и став послушником, он перешел в живший по уставу Саровской Пустыни Гефсиманский скит, что за три версты от Лавры.
Скит был основан в 1844 году. Вскоре около него появились пещеры, вырытые алчущими безмолвия и уединения монахами. Каждая пещера имела не более сажени в ширину и длину, печей не было; зимой пещерники обогревали их своим дыханием и лампадами. В большой пещере, выкопанной сообща, была устроена церковь во имя Архангела Михаила. В ней находилась чудотворная икона Черниговской Богоматери.
Первое чудо от святой иконы совершилось 1 сентября 1869 года над 28-летней женой крестьянина из Тульской губернии Феклой Андриановой, отмечается в церковных записях. Она более 9 лет была в расслаблении: лежала на боку недвижно, не могла ни руками действовать, ни ногами, ни головы поднять. После поездки по святым местам ее привезли в скит, внесли в подземную церковь, и Фекла «по молитве перед иконой Богоматери внезапно исцелилась, стала на ноги, и впоследствии приняла монашество в Воронежском Покровском женском монастыре».
Через восемь лет жизни в скиту Василия перевели в пещерное отделение с послушанием водить богомольцев по пещерам. А когда ему исполнилось тридцать, духовный отец старец Геронтий (в схиме Григорий) открыл перед ним волю Божию: принять подвиг старчества и служить с любовью страждущему человечеству. Со словами «Сим питай алчущих, словом и хлебом, тако хощет Бог» Григорий подал послушнику две просфоры. Напрасно Василий со слезами отказывался от возлагаемого на него тяжкого бремени. Благословив послушника, старец потерял речь — его разбил паралич, и он скончался через двое суток, в день памяти преподобного Серафима Саровского.
Избавить от предначертанного покойным мог бы второй духовный отец Василия, старец Даниил. Но тот, выслушав исповедь, заверил, что возложенный Григорием по воле Божией крест наставничества народного необходимо принять — после его, Даниила, смерти. В 1865 году старец напомнил об этом Василию, к тому времени уже чтимому в народе за духовную мудрость и дар совета, и скончался. После этого сомнений у Василия уже не осталось и он был пострижен в мантию с именем Варнава (в переводе — дитя милости, сын утешения).
«Господь отметил его даром прозорливости и исцелений от недугов душевных и телесных. Народ стал сходиться к нему отовсюду, и он никому не отказывал в помощи и назидании», — говорится в церковной литературе. Современники особо подчеркивали духовное родство между преподобным Серафимом Саровским и иеромонахом Варнавой, которого называли «старец-утешитель». Ежедневно к нему приходило множество людей, он всегда был окружен толпой.
За душеспасительным советом обращался к нему в январе 1905 года и Николай Романов. Позже стало известно, что Варнава предрек государю мученическую кончину и прорицал постоянно увеличивающиеся гонения за веру, «но когда уже невмоготу станет терпеть, то наступит освобождение и настанет время расцвета, храмы опять будут воздвигаться»…
В пещерах Варнава прожил 47 лет и ушел из жизни в 1906 году. На его могиле постоянно творились чудеса исцеления, избавления от различных проблем — от засухи до неприятностей по службе. Не удивительно, что верующие при закрытии в 1920-х годах скита и кладбищ Сергиева Посада трижды переносили его тело, чтобы не утратить святое место погребения старца. Канонизация иеромонаха Варнавы была свершена Святейшим Патриархом Алексием II в 1995 году в день Собора Радонежских святых, в Успенском соборе московского Кремля.
Что еще почитать по теме?
Что нам известно о жизни преподобного Серафима Саровского?
Зосимова Мужская Пустынь: как возрождается монастырь?
Марфо-Мариинской обители — 100 лет. Как в Москве зажёгся очаг милосердия?
Выходит, средневековье - это не только рыцари в доспехах, пышные пиры в замках и красочные турниры, но и страшные болезни. Нам почему-то...