Автор более 800 работ, Эйлер положил начало разделам математики, которые получили большое распространение в ХХI веке. В частности, это топология и теория графов. Перечислим лишь самые значительные достижения Леонарда.
Он стал известен не только тем, что внес бесценный вклад в теорию математического анализа, дифференциального и интегрального исчисления. Прежде всего, Эйлер стал известен миру как автор математической нотации, которая повсеместно используется сегодня. Он дал понятие числа Пи (соотношение длины окружности и ее диаметра) — приблизительно равное 3,1415926535. Дал определение универсальной константы е, которая широко используется в математике (е=2,71828182845…).
Но самое главное, что Эйлер стал первым ученым, использовавшим современное понятие функции у=f (x). Показал, что логарифмирование является обратной операцией возведению в степень. Сейчас об этом знает каждый школьник. Кроме того, ученый глубоко исследовал теорию чисел и добился превосходных результатов в области простых чисел.
Выдающийся американский физик Клиффорд Трусдел писал:
«Эйлер был первым ученым в западной цивилизации, кто стал писать о математике ясным и легким для чтения языком… Он справедливо славился чистотой своего стиля и честностью, с которой обращался к читателю, когда испытывал трудности».
Но вот незадача! Кому принадлежит научная слава Эйлера? Только ли западной цивилизации? Для этого обратимся к исследованию биографии выдающегося математика.
Да, несомненно! Эйлер родился в Швейцарии (в Базеле) 15 апреля 1707 года. Его отец Пауль Эйлер был пастором и хотел, чтобы сын пошел по его стопам и тоже стал пастором. Но судьба распорядилась иначе. Несмотря на то что Леонард прекрасно знал латынь, свободно говорил на немецком и французском, достиг успехов в изучении иврита и греческого, хорошо изучил теологию и философию, он стал математиком.
Считается, что причиной этого стала дружба отца Эйлера с выдающимся ученым Иоганном Бернулли, который и обнаружил у Леонарда феноменальные математические способности. Но в Базеле отсутствовали какие-то перспективы для его научной карьеры, и он вынужден был уехать в Россию, где при царе Петре Великом для него открывались блестящие перспективы.
Петр I создавал новую Российскую академию наук по образу и подобию Берлинской и Парижской. Именно работа в Российской академии способствовала быстрому продвижению Л. Эйлера по служебной лестнице и формированию его научного авторитета во всем мире. В Петербурге состоялась помолвка Эйлера с Катериной Гзель в 1733 году, и в браке у них родилось 13 детей, из которых выжило пятеро.
После смерти Петра I, как мы знаем по истории, в России началась эпоха дворцовых переворотов. Интриги и подковерная борьба за власть, общая политическая нестабильность заставили Эйлера уехать в Берлин. И хотя в Германии он скажет, что «…я приехал из страны, где кто разговаривает, того вешают», он окажется в обществе великих деятелей науки и искусства, таких как Вольтер (1697−1778), Иммануил Кант (1724−1804) и разносторонний Иоганн Вольфганг Гёте (1749−1832).
Эйлер не станет президентом Берлинской академии наук, и у него не сложатся отношения с императором Пруссии Фридрихом II, который неприязненно относился к ученому и называл его «математическим циклопом». Приход к власти в России Екатерины II, которая стремилась возродить и придать научный блеск Петербургской академии наук, способствовал возвращению Эйлера в Россию.
В России «король математиков» был окружен настоящим почетом и уважением. Второй период жизни Эйлера в Петербурге был самым продуктивным в научном плане за всю его жизнь, и даже находясь в Германии, Эйлер занимался решением определенных задач военного характера для нужд российской армии и оказывал протекцию молодым русским, приезжавшим учиться в Европу.
В заключение статьи хотелось отметить, что Леонард Эйлер был одним из первых популяризаторов науки. Он в 1770 году написал «Полный курс алгебры» для тех, кто только приступает к этой дисциплине. Интересно и то, что популярная сегодня головоломка судоку, попавшая из Америки в Японию, а после разошедшаяся по миру, основана на эйлеровских латинских квадратах.
Многие современники не понимали Эйлера, зачем он тратил время на популяризацию науки, и советовали заняться «более высокими материями». Однако, как показал ход развития человеческой цивилизации, популяризация науки нашла широкое распространение в XX веке и сегодня стала неотъемлемой частью жизни многих газет и журналов, телевидения и Интернета. Эйлер шел во многом впереди своего времени…
Что еще почитать по теме?
Как объяснить ребенку математику?
Что мы знаем о Пифагоре Самосском?
Теорема Ферма для чайников?!! Не бойтесь, это не больно…
Наверное и не стоило писать об ученом, если так мало известно о его биографии. Одна из родственниц Эйлера по какой-то линии рассказывала мне, что у Эйлера были братья, тоже чего-то достигли, но менее известны. Здесь нужны не только российские источники, надо поработать и над западными.
0 Ответить