Родился Василий Раков в 1909 году, в деревне. Далее — школа, ФЗУ… Увидел самолет — и заболел авиацией. Сколько молодых энтузиастов из крестьян, рабочих, шахтеров тогда, благодаря Советской власти, смогли стать летчиками, кавалеристами — красными командирами!
В 1931 году стал он морским летчиком, окончив Ейскую авиашколу. Служил. В полетах не стремился быть бесстрашным: под мостами не летал, на аэродромы, закрытые туманом, не пытался обязательно сесть — если была возможность, садился на запасной, где погода была нормальной. И главное — часто относился к вышестоящему начальству не с тем пиететом, который оное начальство хотело бы…
Началась Финская война. Ее он встретил комэском. Летали на СБ-2, бомбили. По результатам боевой работы его подразделения в Финскую войну получил под свое командование полк, затем высшую награду СССР — Звезду Героя.
Но впереди была большая война, война, проверившая каждого человека в форме, чего он стоит. Раков переучился с СБ на Пе-2, командовал полком пикировщиков. В 1942 году был назначен командиром авиабригады на Черном море, потом, в мае-июне — заместитель командира Севастопольской авиагруппы. Во время краха обороны Севастополя участвовал в эвакуации «особо важных специалистов», столь необходимых на фронте, организовывал авиамост Севастополь-Кубань, когда пара десятков ТБ-3 вывезли сотни командиров…
Сам же он выводил из Севастополя имевшиеся там гидросамолеты. Оставаться было уже невозможно, сесть потом в море — тоже невозможно, а на месте предполагаемой посадки был туман. Он вылетел впереди основной группы, несколько раз примеривался, как сесть, потом ухитрился сесть — в бухте, в туман. И передал по радио остальным — по каким приметам он садился. И самолеты один за одним сели в эту бухту в тумане. И только один поломал поплавки, слишком сильно ударившись о воду при посадке. Пусть он не мог спасти от плена всех окруженных в Севастополе, но он сделал все что мог — и немного больше.
После Севастополя он оказался на Балтике, командиром полка Пе-2. Всего за войну он сделал 170 вылетов на бомбежку. Бомбил немецкие штабы, мосты, колонны.
Разрабатывал операции по уничтожению крейсеров «Вяйнемейнена» и «Ниобе», а затем участвовал в этих операциях. После уничтожения «Вяйнемейнена» был представлен к званию Дважды Героя, но приказ о присвоении вышел через несколько дней после уничтожения «Ниобе», 22 июля 1944 года.
Много раз приводил домой продырявленную машину, причем — продырявленную не только пулями или осколками зенитных снарядов. Довольно часто, сбрасывая бомбы на цель с высоты ниже разрешенного минимума, его самолет бывал поражен осколками своих же бомб. Ибо Раков иногда производил бомбометание в крайне тяжелых метеоусловиях, когда помочь пехоте было надо, а низкая облачность не позволяла сбрасывать бомбы с положенной высоты.
Несколько раз возвращался из вылета на полностью разбитой машине, которую приходилось списывать. Один раз чудом дотянул до линии фронта и сел сразу за ней — его подбила зенитка во время бомбежки, а сразу после он получил «добавку» от напавшего на «подранка» Мессера.
Обычная биография обычного Дважды Героя…
Я читал мемуары Покрышкина: он насчитал с десяток случаев, когда его могли и должны бы были убить. То его машина проскочила над миной, а ехавший следом танк взорвался, то пуля от стрелка Юнкерса попала в трубку прицела, а не в голову пилота, то еще что…
И у Ракова тоже были такие случаи: когда Мессер, который должен был его сбить, сам оказался сбит за секунду до смертельной очереди по кабине его Пе-2, или когда он садился в тумане — потому что надо было сесть. И еще множество случаев.
Но мне запомнилось другое: когда он, ощутив в полете удар от близкого взрыва зенитного снаряда, старался мгновенно выключить тот самый двигатель, что мог быть поврежден — во избежание пожара. Или когда он, почти долетев до ленинградского аэродрома, куда стремился всем сердцем — к семье, увидев плотную облачность и услышав с земли, что видимости нет, сел на запасной и остался жив, а те, кто слишком хотели домой, разбились насмерть. Или когда он, послушав лекцию о немецких минах-сюрпризах, не трогал сам забавные безделушки, оставленные немцами, а вызывал саперов — и пару раз это и впрямь были мины-ловушки.
В общем, у меня от мемуаров Василия Ракова осталось впечатление, что свое везение он создавал сам. Ощущение спокойной храбрости и желания выполнить боевое задание — без лихости, спокойно и осторожно, не подставляясь.
Честь и слава солдатам победы, героям той войны, честно и спокойно сделавших свое дело — добывших стране Победу и разбивших врага!
Спасибо, что снова подняли эту статью.
Вот уж, не по мемуарам (задним числом мы все горазды напридумывать разное) а по тому, что сделал реально - настоящий Герой. Начал ВОВ майором, в течении всей войны командовал и полком и дивизией и Севастопольской группой авиации - и снова полком и снова дивизией...
Летал сколько мог. В очередь со своим заместителем. Бомбил. Был много раз подбит. Много раз садился на вынужденную. Начал войну подполковником. потом стал снова майором (разбились летчики). Начал слушателем Академии. Командовал полком, эскадрильей, полком, дивизией, полком.
Ни к кому из начальства не подлизывался.
А потому, начав ВОВ майором, закончил ее полковником, Дважды Героем, выполнившим только на Пе-2 170 боевых вылетов на бомбежку.
Так же как он, летал, наверное, только Полбин. Но Полбина сбили в феврале 1945.
А Ракову повезло. Столько раз летать на бомбежку - и остаться живым. Хотя он даже жене вынужден был написать - "Тебе расскажут, что меня сбили в боевом вылете. Не верь! Дело было так..."
0 Ответить
Начал войну майором, а закончил подполом? Для дважды Героя маловато.Действительно голову и перед пулями и начальством не гнул!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Еркин Сарсенбаев, он за войну был командиром бригады, командовал дивизией, был зам. командира авиации в Севастополе...
И при этом, между этим - и до конца войны - командовал полками. Разными, но бомбардировочными.
И нашел себя на Пе-2.
И пару раз попадал, когда закручивали гайки из-за небоевых потерь самолетов и летчиков - и не притворялся при этом виновным.
При этом - постоянно летал, постоянно бомбил, причем - ведущим колонны (эскадрильи, полка).
Вылетал при плохой погоде, когда высота облаков была меньше, чем радиус разлета осколков от бросаемой бомбы. Привозил в самолете вбитую взрывом его бомбы в его самолет землю и траву.
Один раз был молвой похоронен - даже его жене рассказали...
1 Ответить
Игорь Вадимов, Ну и говорю при таком послужном списке минимум полковником должен был стать! Значит не выслуживался а служил. На таких армия держится!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Еркин Сарсенбаев, что не выслуживался - более чем точно.
А генерал-майором он стал после войны.Окончил не то Академию, не то академические курсы - и поехал на Тихий Океан, где командовал дивизией.
Потом уже генерал-майором вернулся кажется в Ленинград, где уже учил молодых - и получал ученые степени, защищал диссертации, кажется, вплоть до доктора наук.
1 Ответить
Игорь Вадимов, а вот здесь, по логике Еркина и вашей, раз получал ученые степени и "докторов наук", значит уже выслуживался и армия на таких уже не держалась.
ПС Как избирательна человеческая логика.
И даже она подвержена нашим эмоциям.
-)
0 Ответить
Когда Вас не замечают, Игорь Ткачев, Вы начинаете задираться и писать глупости.
Интересно - до писания каких гадостей Вы можете дойти. Подожду.
0 Ответить
Игорь Вадимов, оставьте личностное, смотрите в суть: вам же заметили, что не выслужился за войну - вы сделали вывод, что был честен, после чего в конце были звания и степени - значит что, по вашей логике, выслуживался?
Меня только этот момент вашей "логики" "улыбнул"-) (Насколько мы, когда нам надо, избирательны и пристрастны).
0 Ответить
Игорь Ткачев, опять дураком прикидываетесь?
А давайте, я поверю.
Итак, допускаем, что Вы - дурак.
Специально для дурака объясняю.
В военное время офицеры быстро растут в должностях и званиях.
Так было всегда, рекомендую почитать Грибоедова "Вакансии как раз открыты, то старших выключат иных, другие, смотришь - перебиты".
Лейтенанты начала войны к концу становились майорами и подполковниками - те единицы из тысяч, что остались живы.
Полковник Василевский к концу войны стал Маршалом Советского Союза и Дважды Героем.
Полковник Черняховский - к концу войны был генералом армии и Дважды Героем.
... так или почти так росли в войну в чинах все, кто не был убит и не попал в плен.
Майор и Герой Советского Союза Раков к концу войны вырос всего на 1 (ОДНО) звание.
После войны он попал в Академию и уехал на Тихий океан, командовать авиадивизией. По выслуге он получил на этой должности полковника и генерала. Вот и все.
Не надо за других придумывать.
Один поляк любил говорить гадости, оправдываясь "это не я, это поляки так думают". Вы пошли куда дальше "я написал гадость, но это не я так думаю - это ты так думаешь"...
Мерзко. И не смешно. Немного стыдно - за Вас. Стыдно и противно.
0 Ответить
Игорь Вадимов, нет, я лучше останусь дураком в ваших глазах-)
А то дальше вы начнете мне свою биографию, и биографию своих дедушек ставить в пример, стараясь меня переубедить в том, о чем я даже не замечал-)
0 Ответить